«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

205 лет назад 7 февраля 1812 г. родился классик английской литературы Чарльз Диккенс [07.lI.1812 — 09.Vl.1870]

родился классик английской литературы Чарльз Диккенс [07.lI.1812 — 09.Vl.1870]

Чарльз Джон Хаффем Диккенс ( 7 февраля 1812 года, Портсмут, Англия — 9 июня 1870 года, Хайэм, Англия) — английский писатель, романист и очеркист. Самый популярный англоязычный писатель при жизни. Классик мировой литературы, один из крупнейших прозаиков XIX века. Творчество Диккенса относят к вершинам реализма, но в его романах отразились и сентиментальное, и сказочное начало. Самые знаменитые романы Диккенса (печатались отдельными выпусками с продолжением): «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Оливер Твист», «Дэвид Копперфильд», «Большие надежды», «Повесть о двух городах».

Диккенс и Гоголь

Традиция выявления общности поэтики Диккенса и Гоголя установилась в литературоведении давно, поскольку романы Диккенса и Теккерея обладали в России счастливой судьбой: они достаточно быстро переводились в России. Этого нельзя отметить в отношении судьбы произведений Гоголя. Анализу творчества Диккенса и Гоголя положили начало С. Шевырев, Н. Чернышевский в середине 19 века, отметив «внутреннюю» близость этих писателей, присущий им лирический флер, изображение движений сердца. Чернышевский говорил об особом пафосе лирических отступлений, о дороге в «Посмертных записках Пиквикского клуба» и «Мертвых душах». Общие черты выделяли Молоствов Н., Радлов Э., Виноградов В., Чичерин А., Елистратова А., Алексеев М, Кулешов и Катарский И., Михальская Н., Сильман Т., Урнов Д., Гениева Е. Это близость художественной манеры, образов, принципов изображения комического, даже языковых аспектов, факты ознакомления писателей с творчеством друг друга, появление романов Диккенса в России и Гоголя — в Англии.

Поскольку романы Диккенса и Гоголя масштабны, обратимся лишь к анализу одной темы, свойственной поэтике романов и Диккенса, и Гоголя, метафорической теме пути.

Трактовки метафорической темы дороги (пути) данными авторами во многом совпадают. В частности, они близки системой модификаций образа, которая по сути уже заложена в языках.

В любом языке слово «дорога» — центр целой лексико-семантической системы, в которую входят слова: тропа, аллея, торговый ряд, улица, галерея, коридор, эспланада, лабиринт, лестница, путь.

И темы дороги «сплетены» несколькими мотивами у Диккенса и Гоголя. Это мотивы дороги, тропы, лестницы и пути. По мнению А. Елистратовой, дороги Диккенса всегда ведут в уют, к идеализированному домашнему очагу, дороги Гоголя — в бесприютность; а мотив путешествия более характерен для раннего Диккенса. Английский исследователь Э. Уилсон в книге «Диккенс» говорит о том, что в самом метафизическом романе Диккенса «Дэвиде Копперфильде» дорога уже не то путешествие, которое характерно для раннего Диккенса, а «брожение в поисках смысла прожитых лет», заканчивающееся восхождением героя наверх. Подтверждение этому есть в статье Е. Гениевой, более того, она полагает, что тема традиционного путешествия становится для зрелого Диккенса даже враждебной. Так, образ дороги становится способом выражения ценностей, реализацией мысли о восхождении, как и у Гоголя. Образ дороги в поэтике Диккенса более близок древней сказочной дороге, у которой меньшее количество функций, чем у аналогичного образа в поэтике Гоголя. Для Диккенса его главное метафорическое значение — жизнь, жизненный путь...

[Демидова Т. Э. Английская литература и творчество Н. В. Гоголя.- Ульяновск, 2004.- с.40-42]

К списку событий

«Гагарин. Первый в космосе» (2013) 12 Апреля в 15:00

12 апреля 2017 года в 15:00 в музыкально-театральной гостиной Дома Гоголя состоится показ художественного фильма «Гагарин.