«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

100 лет назад 15 ноября 1916 г. скончался польский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1905 г.) Генрик Сенкевич [5.V.1846 — 15.XI.1916]

скончался польский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1905 г.) Генрик Сенкевич [5.V.1846 — 15.XI.1916]

Объективной предпосылкой к воплощению в обоих произведениях эстетического идеала в прямой форме через образы персонажей,.. была неудовлетворенность писателей жизнью современного им общества. Ей они противопоставили иную, более совершенную жизнь своих сограждан, которую нашли в историческом прошлом. При этом, если, передавая события одной и той же исторической эпохи, завершившейся в ХVІІ столетии, эстетический идеал Н. В. Гоголя в «Тарасе Бульбе» проявился при изображении украинского казачества, то в романе Г. Сенкевича он дает о себе знать в образах представителей польской шляхты и прежде всего таких, как например, Ян Скшетуский, Лонгинус Подбипятка, Михал Володыевский.

Конкретное его проявление можно видеть при раскрытии в поведении действующих лиц произведений общественной грани эстетического идеала. В повести Гоголя она ощущается в передаче автором приверженности Тараса Бульбы и его соратников православной христианской вере, защите родной земли и уз товарищества. И герои Сенкевича также защищают общественные ценности, правда, в ином варианте. У них — это идея государственности, понимаемая как защита Речи Посполитой, а также христианская вера в ее католическом варианте. При этом защита своих национальных ценностей как проявление грани эстетического идеала и в повести Гоголя, и в романе Сенкевича раскрывается в двух формах. С одной стороны, это речи персонажей, имеющие идеологический характер. Таковы, например, у Гоголя слова Тараса Бульбы о чувстве товарищества среди украинского казачества или же предсмертные слова Мосия Шило, «старейшего годами во всем запорожском войске» Касьяна Бовдюга, куренного атамана Кукубенко о православной вере и родной земле. С другой стороны, эти слова находят свое подтверждение в многочисленных примерах проявленной персонажами воинской доблести. Сходное, но не буквальное с гоголевским, раскрытие обеих форм общественной грани эстетического идеала можно наблюдать в «Огнем и мечом». Каждый из любимых героев Сенкевича передает их по-своему. <...>

Представление о традициях повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» в романе Г. Сенкевича «Огнем и мечом» будет неполным, если обойти вниманием такую особенность обоих произведений, как передача в поведении персонажей, отражающих авторские эстетические идеалы, негативных моментов. Причем именно эти персонажи становятся инициаторами таких действий, которые в описываемых событиях приобретают массовый характер. Скажем, в повести Гоголя упоминается о том, как, выполняя приказы кошевого атамана Кирдяги и Тараса Бульбы, казаки чинят расправу над мирным польским и еврейским населением. Неудивительно поэтому, что если в советские времена эти страницы произведения Гоголя стыдливо замалчивались, то в наши дни у некоторых читателей возникает сомнение, а стоит ли вообще «Тараса Бульбу» изучать в школе и может ли главный герой повести быть образцом для подражания? Аналогичное изображение жестокости, но уже со стороны польской шляхты по отношению к украинскому населению можно найти в романе Г. Сенкевича. Таков, например, эпизод казни украинского атамана Сухорука по приказу польского военачальника Иеремии Вишневецкого, образ которого по замыслу писателя также отражает его эстетический идеал. Казалось бы, изображение такого поведения персонажей обоих произведений даже в принципе несовместимо с представлением об эстетическом идеале и поэтому может свидетельствовать лишь об отступлении авторов при создании образов своих героев от первоначального замысла. Представляется, однако, более верным говорить о том, что персонажи как повести Гоголя, так и романа Сенкевича, передают такую особенность авторских эстетических идеалов, как их исторический характер. Раскрывая негативные моменты в поведении своих героев, писатели дают понять, что в описываемую ими историческую эпоху их проявление, в частности жестокость, при решении каких-то социальных конфликтов воспринималось как нечто обыденное, естественное даже лучшими представителями того времени.

С учетом сказанного можно утверждать, что гоголевские традиции в романе Сенкевича, с одной стороны, проявились в аналогичном гоголевской повести изображении поведения людей одной и той же исторической эпохи — их ожесточенности, использовании насилия как средства разрешения спорных вопросов. С другой стороны, они дают о себе знать и в виде полемики польского писателя с Гоголем, поскольку проявление негативных качеств Сенкевич приписывает в первую очередь украинскому казачеству, выступившему против Речи Посполитой. Когда же он показывает их проявление у представителей польской шляхты, то всячески дает понять, что у них — это ответная и вынужденная реакция. Более того, даже в такой ситуации Сенкевич пытается представить своих героев в выигрышном свете. <...>

[Шошура, С. Г. Сенкевич и Н. Гоголь (проблема эстетического идеала) / С. Шошура // Науковий вісник Ужгородського університету : Серія: Філологія / редкол.: Ю. М. Бідзіля (голова), В. В. Барчан, Л. О. Белей та ін. — Ужгород: Видавництво УжНУ «Говерла», 2009. — Вип. 20. — С. 80–84. — Бібліогр.: с. 84 (11 назв).]

К списку событий

«Большой вальс» (1939) 19 Июля в 15:00

19 июля 2017 года в 15:00 мы предлагаем вам познакомиться с американским музыкальным кинофильмом 1938 года режиссёра Жюльена Дювивье — «Большой вальс».