«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

145 лет назад 21 августа 1871 г. родился русский писатель Леонид Николаевич Андреев [21.VIII.1871 — 12.IX.1919]

родился русский писатель Леонид Николаевич Андреев [21.VIII.1871 — 12.IX.1919]

Н. Скороход в биографии Л. Андреева относит его к «гоголевской» ветви развития русской литературы: «Хотя едва ли, положа руку на сердце, мы сегодня можем причислить Андреева к ученикам и последователям Льва Толстого. Здесь приходят на ум иные фамилии: писатель, как правило, проходит у нас по „гоголевско-достоевскому ведомству“». К схожему выводу приходит Н. Макарсков: «Андреев никогда не удовлетворялся гармоничным художничиством и в духе Толстого. Поэтому более близки Андрееву Гоголь и Достоевский. С первым его связывает мистицизм мировосприятия. Помещики Гоголя в „Мертвых душах“ — это не реальные социальные типы, а „фантомы“ (В. Набоков). Действия персонажей — мистерии. Например, сцена встречи Чичикова с Плюшкиным представляет собой сатанинскую пародию на... церковное таинство Причащения: Плюшкин предлагает гостю сухой кулич и старую наливку, которые отсылают нас к образам хлеба и вина Евхаристии (Тела и Крови Христовых). Таких примеров в творчестве Гоголя достаточно. Мистериями пронизано и творчество Андреева, характерный пример — „Стена“». На сходство картин мира Гоголя и Андреева указывает И. И. Московкина: «Пародируя приемы романтической фантастики, он [Гоголь] одновременно создавал новые способы такого изображения действительности, при котором сквозь реалистически выписанный социум „просвечивали“ его мистико-онтологические первоосновы. Такое восприятие и изображение действительности оказалось чрезвычайно близким писателям рубежа XIX и XX вв., в том числе Чехову, Андрееву, Сологубу...» <...>

Поднимая проблему освоения Андреевым традиционного типа «маленького человека» Ю. Московкина указывает на конкретный первоисточник, из которого берет начало эта традиция — на «Петербургские повести» Гоголя. <...> 

Тема „маленького человека“ из социально-психологической была переведена сначала на психологически-бытовой, а затем и на экзистенциальный уровень

Пожалуй, именно психологические проблемы «маленького человека» выходят на передний план в произведениях Андреева. «Верно и остроумно подмечено и то, что типичность людей я заменил типичностью положений, — цитирует письмо Андреева в своей статье К. Чуковский. — Последнее особенно характерно. Быть может, в ущерб художественности, которая непременно требует строгой и живой индивидуализации, я иногда умышленно уклоняюсь от обрисовки характеров. Мне не важно, кто „он“ — герой моих рассказов: поп, чиновник, добряк или скотина. Мне важно только одно — что он человек и как таковой несет одни и те же тяготы жизни...» <...>

Так что же представляют собой типичные положения «маленького человека» в произведения Л. Андреева и как они связаны с аналогичной темой у Н. Гоголя? Одна из главных проблем, рассматриваемых Андреевым, — положение человека перед лицом смерти. Писатель не раз ставит в него своих героев, наблюдая за тем, как древнейший страх влияет на их поведение. Так, обреченность на умирание заставляет страдать персонажей рассказа «Жили-были» (1901 г.) — купца Лаврентия Кошеверова и безымянного дьякона. Это произведение во многом продолжает традиции русской реалистической прозы, намеченные Гоголем в «Старосветских помещиках» (1835 г.) Ранний рассказ Андреева свободен от изображения крайней обреченности и оставленности, которые будут характерны для персонажей его экспрессионистических опусов, от «затемненной» символики Рока и романтической раздвоенности, однако проблематика остается все той же: здесь, как и далее в творчестве Андреева можно констатировать страх человека перед ситуацией обыденности жизни и обыденности смерти. <...>

Для Н. Гоголя такая постановка вопроса не уникальна и кроме «Старосветских помещиков» находит выражение во многих произведениях независимо от пропорционального распределения в них реалистических и романтических маркеров. Так же и Л. Андреев будет поднимать этот вопрос снова и снова на протяжении всего творческого пути

<...> Реакция героев Андреева в типичном положении «человек перед лицом смерти» стандартизирована и почти всегда протекает по неизменной схеме: резкое осознание смертности — жалость к себе и другим — плач. То, что у Гоголя было новаторством, в андреевских рассказах превращается в поведенческую модель, а разработка смертности сводится к вариациям типичных положений.

[Тихомиров Д. С. Н. Гоголь и Л. Андреев: большие проблемы «маленького человека» // Каспийский регион: политика, экономика, культура [Научный журнал], № 2, 2015. — С. 351–358.]

К списку событий

«Природа близости» 14 Мая в 10:00

13 и  14 мая с 10:00 до 17:00 в музыкально-театральной гостиной Дома Гоголя состоится обучающий семинар для психологов и специалистов помогающих профессий, смежных с психологией «Природа близости».