Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

245 лет назад 15 августа 1771 г. родился шотландский писатель, поэт и переводчик сэр Вальтер Скотт [15.VIII.1771 — 21.IX.1832]

родился шотландский писатель, поэт и переводчик сэр Вальтер Скотт [15.VIII.1771 — 21.IX.1832]

Эпоха 1830-х гг. ознаменована повышенным интересом литераторов к национальной истории и культуре. Создатель жанра исторического романа, В. Скотт становится кумиром писателей-романтиков. Современниками влияние «Великого Неизвестного» на автора «Миргорода» ощущалось весьма явственно (замечания А. С. Пушкина, А. Я. Стороженко, В. Г. Белинского, негативные отзывы Н. А. Полевого, Ф. В. Булгарина).

В. Скотт был для Гоголя крупнейшим европейским литератором. Он любил и много читал его еще с нежинской поры. С самого детства писатель загадочно связан с «шотландским чародеем»: сверстники прозвали Гоголя Таинственным Карлой — в честь главного героя романа Скотта «Черный карлик»

Гоголь был хорошо знаком с романами Скотта. Об этом свидетельствуют современники писателя (П. В. Анненков, М. П. Погодин). В частных письмах к друзьям и статьях Гоголь высказывает свое восхищение талантом «шотландского чародея». Становится очевидным, что В. Скотт для Гоголя — выдающийся писатель-историограф своего времени, «коего бессмертные создания объемлют жизнь с такою полнотою».

В чем же секрет их литературного бессмертия? Реконструируем инвариантную схему скоттовского исторического романа. Фон развития действия — переломный исторический момент противостояния двух культур, религий («Пуритане»), наций («Айвенго», «Обрученные»), стран, быта. Набор персонажей и сюжетных схем ограничен, роман носит формульный характер. В историческом театре Скотта действуют герой-протагонист, его возлюбленная, преданные слуги, комический персонаж, тайный помощник, антигерой и исторический деятель. Набор актантов и хронотоп восходят к античному роману (многоступенчатая система персонажей, двойничество, скитания протагониста). Герой мечется между двумя враждебными лагерями, развитие истории понимается им и повествователем, с которым он сливается, как поиск компромисса и снятие актуальных исторических противоречий. В финале герой обретает возлюбленную.

Сопоставление с исторической повестью «Тарас Бульба» и «Вечерами на хуторе близ Диканьки» выявляет множество структурно-типологических и текстуальных сходств: выбор критической эпохи (война казаков с поляками), примечания в духе Скотта, объясняющие реалии старинного украинского быта («свиткой называется верхняя одежда у малороссиян»), образ рассказчика (Рудый Панько), живописность, элементы готической традиции

Принято считать, что гоголевская повесть «Тарас Бульба» внеисторична, однако это не так. Одновременно с ней Гоголь работает над «Историей Малороссии» (1833). Он отталкивается от традиции «летописного историзма» с ее опорой на факт и историческую конкретность. Руководствуясь «Историей Русов», он переносит в свои произведения общий пафос и исторический колорит. У Гоголя нет скоттовского археологического интереса к истории, категория гоголевского художественного историзма тесно связана с фольклорным началом, это своеобразный «фольклорный историзм». Но в повести наблюдается та же игра с читателем в историю, что и в романах Скотта: Тарас Бульба не исторический персонаж, однако читателя не покидает ощущение исторической достоверности. Рассказчик у Гоголя модифицируется в эпического сказителя, дистанцируется от персонажей, хотя генетически восходит к скоттовским повествователям.

Специфика протагониста Скотта — его «пассивность». Он подчинен обстоятельствам и воле других персонажей (взаимоотношения Квентина Дорварда и Людовика XI). Тарас Бульба активен, его характер статичен. Однако скоттовский протагонист отразился и в гоголевской повести: он раздваивается на образы Остапа и Андрия. Амбивалентная сущность разделяется.

Для Гоголя В. Скотт — «великий дееписатель сердца, природы и жизни», это витальное начало скоттовского романа привлекает его прежде всего, именно в нем состоит главное сходство гоголевской и скоттовской исторических моделей

[Толстикова Ю. И. Н. В. Гоголь и Вальтер Скотт // Гоголевский юбилей на филологическом факультете Московского университета. М: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2009.]

К списку событий

Мастер-класс по кварцевой живописи 16 Декабря в 18:00

Авторский мастер-класс Александра Нартова

«Зимний путь» 23 Декабря в 19:00

Коллекция «Дома Гоголя»: избранное

Раритеты, приобретенные на средства Департамента культуры города Москвы