Департамент культуры города Москвы
«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

175 лет назад 27 июля 1841 г. скончался русский поэт и прозаик Михаил Юрьевич Лермонтов [15.X.1814 — 27.VII.1841]

скончался русский поэт и прозаик Михаил Юрьевич Лермонтов [15.X.1814 — 27.VII.1841]

К 1840 г. относится сближение Лермонтова с участниками московского кружка славянофилов — с Самариным, Хомяковым и др. <...> Знаком был Лермонтов и с Погодиным, в саду которого, на именинном обеде Гоголя, он читал отрывки из «Мцыри». Тем самым датируется встреча его с Гоголем [9 мая 1840 г. — Прим.]. К сожалению, Лермонтов ни словом не обмолвился о знакомстве с величайшим прозаиком своей эпохи, но в статье Гоголя «В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность» есть слова, которые позволяют предполагать, что Гоголь знал Лермонтова не только как поэта, но и как человека:

Никто еще не играл так легкомысленно с своим талантом и так не старался показать к нему какое-то хвастливое презрение, как Лермонтов

Из значительнейших созданий Гоголя Лермонтов... не мог прочитать лишь «Мертвые души» и «Шинель», которые появились уже после его смерти, но приемы гоголевской сатиры уже достаточно обозначились в «петербургских повестях». Надо полагать, наконец, что Лермонтов знал писателей, которых считают предшественниками Гоголя, — Нарежного, Погодина и др. Художественный метод революционного романтика Лермонтова слишком не похож на метод Гоголя — создателя русской «натуральной школы». Фантастика «Демона» ничем не похожа на мир Акакиев Акакиевичей и Поприщиных, «Маскарад» никак не сравнишь с «Ревизором». Вместе с тем нет никакого сомнения в том, что Лермонтов на определенном этапе своего художественного развития соприкасался с творчеством Гоголя.

К Гоголю Лермонтова должно было привести нарастание в его собственном творчестве реалистических элементов. Их усиливающаяся роль проявлялась при переходе от романтической, в стиле Гюго — Марлинского, исторической повести к бытовым зарисовкам «Княгини Лиговской» (1836). Самое совпадение времени создания этой незаконченной повести с годом публикации петербургских повестей весьма знаменательно. Соприкасаясь, с одной стороны, с так называемой «светской повестью» (Марлинский, В. Одоевский), «Княгиня Лиговская» вместе с тем хранит в себе следы «натуральной живописи».

Еще Дюшен указал на сходство портрета, который висит на стене в комнате Печорина, с изображением старика в повести Гоголя «Портрет»: оба писателя подчеркивают мучительную силу взгляда портрета, который трудно вынести смотрящему на картину. <...>

Выделяя эти черты, близкие к гоголевской манере, мы, однако, не должны преувеличивать их значение в развитии творчества Лермонтова. В величайшем создании лермонтовского реализма, в «Герое нашего времени», мы не находим гоголевской манеры ни в композиции образов, ни в портретном искусстве и т. п. <...> Будучи независимым в своем искусстве от Гоголя, Лермонтов в «Герое нашего времени» все же продолжал общие тенденции сатирического освещения действительности, которые в те же самые годы толкали его современника к созданию «Мертвых душ».

[Нейман Б. В. Русские литературные влияния в творчестве Лермонтова // Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. — М.: ОГИЗ; Гос. изд-во худож. лит., 1941.]

Статьи по теме: Виноградов И. А. Гоголь и Лермонтов как «собеседники» Белинского («услуги» критика и ответы Гоголя).

К списку событий

«Эпоха рококо в архитектуре» 19 Декабря в 18:00

Лекция из цикла «Голоса истории».