Департамент культуры города Москвы
«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

135 лет назад 16 июля 1881 г. родился русский религиозный философ и богослов Василий Васильевич Зеньковский [16.VII.1881 — 5.VII.1962]

родился русский религиозный философ и богослов Василий Васильевич Зеньковский [16.VII.1881 — 5.VII.1962]

В. В. Зеньковский на протяжении жизни неоднократно обращался к творчеству Н. В. Гоголя. Впервые он написал книгу о Гоголе в 1912 г. для московского издательства «Путь», но книга не была опубликована, отрывок из нее увидел свет в журнале «Христианская мысль» (1916. № 1). Затем Гоголю Зеньковский посвятил главу в книге «Русские мыслители и Европа» (Париж, 1926) и раздел в знаменитом труде «История русской философии» (Париж, 1949. Т. 1). Вершиной в изучении творчества Гоголя для Зеньковского является его книга «Н. В. Гоголь» (Париж, 1961). <...>

Для Зеньковского Гоголь — это «пророк православной культуры», его творчество символизирует духовный порыв к христианизации всей жизни, преодолению ее несовершенств. С самого начала, считает Зеньковский, в понимании культуры у Гоголя доминировал эстетический критерий. Гоголь, давая эстетические оценки, боролся с пошлостью в жизни. Он полагал, что эстетические переживания возвышают душу над земным миром и очищают ее. По мнению Зеньковского, Гоголь был захвачен эстетической утопией, верой в магическое действие красоты. В бытии центральное значение имеет красота, с которой и связана эстетическая восприимчивость человека. «Первый набросок эстетического мировоззрения» в раннем творчестве Н. В. Гоголя Зеньковский видел уже в словах кузнеца Вакулы, обращенных к Оксане: «Что мне до матери? ты у меня мать, и отец, и все, что ни есть дорогого на свете» («Ночь под Рождество»).

После постановки «Ревизора» Гоголь перестал верить в эстетический идеал и, как доказывает Зеньковский, вступил «на путь религиозного осмысления всей культуры». В духовном мире Гоголя по-прежнему центральное место занимает эстетическое миропонимание, но оно имеет внеэстетическую основу в религии. Гоголь преодолел «чистый эстетизм», искусство для него становится «ступенью ко Христу», к религиозному преображению души. Если современник Гоголя С. Киркегор в своем знаменитом труде «Или-или» резко противопоставлял эстетическое мировоззрение религиозному идеалу, то Гоголь верил в то, что искусство может сочетаться с религией. Гоголь полагал, что, если отказаться от эстетического гедонизма (наслаждения искусством), то можно достичь того, что искусство будет иметь внеэстетическую, религиозную функцию. <...>

В книге «Н. В. Гоголь» Зеньковский развивал теорию «эстетической антропологии», отталкиваясь от идей Гоголя о «поэтической силе» в душе человека. Зеньковский дает интерпретацию эстетических идей Гоголя, основываясь во многом на принципах своей православной антропологии. Мысли Гоголя трактуются в рамках религиозно-философской антропологии и эстетики. Гоголь писал, что высшая цель искусства — битва за душу человека. Отсюда Зеньковский делал вывод, что Гоголь искал путь от автономии эстетической сферы к целостной жизни духа.

В «эстетической антропологии» Гоголя Зеньковский выделял 3 принципа: 1) воспитание эстетической отзывчивости в человеке, 2) моральная организация внутренней жизни человека, 3) создание идеала прекрасного человека. В конце 1848 г. Гоголь писал: «Нужно людей видеть так, как видит их Христос». Для Гоголя каждый человек — «святыня», т. е. он верил в человека, его божественную сущность, возвышающую личность над эмпирическим миром зла и несовершенства. «Видение во Христе» людей — это, считал Зеньковский, отказ от эстетики и морали в пользу религиозной установки духа, оцерковление мира. <...>

В книге «Из истории эстетических идей в России в XIX—ХХ вв.» Зеньковский строит диалектику эстетической мысли в таком направлении: от Гоголя через Достоевского и Вл. Соловьева к русском символистам. Таким образом, как полагал Зеньковский, Гоголь стоял у истоков русской религиозной эстетики, которая получило развитие в творчестве Ф. М. Достоевского, Вл. Соловьева, Вяч. Иванова и др.

[Ермишин О. Т. Н. В. Гоголь и эстетика В. В. Зеньковского (о принципах религиозной эстетики) // Н. В. Гоголь и русское зарубежье. Пятые Гоголевские чтения : сборник докладов / Ком. по культуре г. Москвы; ЦГБМЦ «Дом Гоголя»; под общ. ред. В. П. Викуловой. — Москва : КДУ, 2006.]

К списку событий

«Человек и эмоции. Кто кем управляет?» 09 Декабря в 12:00

Цикл лекций «Психология отношений».