«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

160 лет назад 23 июня 1856 г. скончался русский религиозный философ, литературный критик и публицист Иван Васильевич Киреевский [3.IV.1806 — 23.VI.1856]

скончался русский религиозный философ, литературный критик и публицист Иван Васильевич Киреевский [3.IV.1806 — 23.VI.1856]

Долгое время было принято считать, что Гоголь познакомился с И. В. Киреевским во время второго приезда в Москву, на обратном пути в Петербург с Украины в октябре 1832 г.

К этому времени многие русские литераторы уже прочли «Вечера на хуторе близ Диканьки» и успели оценить талант автора. В их числе был и И. В. Киреевский. <...>

Конечно, маловероятно, что Киреевский мог лично познакомиться с Гоголем до 1832 г., но не исключено, что их знакомство состоялось уже при первом посещении Гоголем Москвы, когда начинающий автор впервые встретился, помимо М. П. Погодина, с С. Т. Аксаковым, М. Н. Загоскиным, И. И. Дмитриевым и М. С. Щепкиным. П. А. Плетнев писал 8 декабря 1832 г. В. А. Жуковскому о москвичах:

Вообще тамошние литераторы порадовали его особенным вниманием к его таланту. Он не может нахвалиться Погодиным, Киреевским и прочими

Уже в письме к... М. П. Погодину от 25 ноября 1832 г. Гоголь передает «поклон Киреевскому, Аксакову и всем нашим москвичам». В письме к нему же от 8 мая 1833 г., спрашивая о том, что «делают наши москвичи» он упоминает и бывшего редактора «Европейца»: «А Киреевский, неужели он до сих пор на ложе лени». В письме от 2 ноября 1834 г., обсуждая проектируемый «Московский наблюдатель» (разрешение было дано 9 декабря 1834 г.) и предполагаемый состав авторского коллектива (куда вошли помимо М. П. Погодина, Гоголь и И. В. Киреевский), Гоголь спрашивал Погодина о «нашем журнале»: «Как ему кличка? Да кто будет более всего работать? Киреевский будет? Пожалуста, работайте не так, как вы всегда работаете. Что за лентяи эти москвичи! Ни дать ни взять, как наши малороссияне. Мне кажется, вам жены больше всего мешают». <...> ...Намек достаточно прозрачен. Киреевский незадолго до этого обвенчался с Натальей Петровной Арбеневой (29 апреля 1834 г.). В письме М. П. Погодину от 20 февраля 1835 г. Гоголь уже называет «Московский наблюдатель» «вашим журналом» и сомневается в его «существовании более одного года». При этом восклицает: «Боже мой! Сколько умов и все оригинальных: ты, Шевырев, Киреевский. Чорт возьми, и жалуются на бедность». О том же речь идет и в письме С. П. Шевыреву от 10 марта 1835 г.:

Ради Бога уговорите москвичей работать. Грех право, грех им всем. Скажите Киреевскому, что его ругнет всякий, что будет после нас, за его бездействие

Особенно интенсивно, судя по всему, они общались в 1839–1840 гг. В это время в московских литературных салонах и кружках (в первую очередь, в доме Киреевских) в бурных дискуссиях закладывались основы будущего славянофильства. Гоголь, по-видимому, активного участия в этих дискуссиях не принимал, за что заслужил от Киреевского определение «пустого» собеседника. Обиженная за Гоголя Е. М. Хомякова писала брату Н. М. Языкову: «У них, кто не кричит, тот и глуп». Однако вряд ли общение с будущими славянофилами прошло для писателя бесследно. Неслучайно именно к этим собраниям некоторые исследователи относят пробуждение интереса Гоголя к аскетически-мистическому направлению в православии и его роли в жизни Древней Руси. <...>

Свидетельством того, что Гоголь был знаком с взглядами Киреевского на русский монашеский аскетизм и даже разделял его „пафос утраты национальных начал“, может служить та же статья „В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенности“

Вообще главная тема этой статьи очень близка славянофильской постановке проблемы развития русской литературы. Как известно, здесь Гоголь отстаивал мысль о том, что русская литература «не выразила нам нигде русского человека вполне, ни в том идеале, в каком он должен быть, ни в той действительности, в какой он ныне есть». <...>

В феврале 1845 г. вышел в свет № 1 обновленного «Москвитянина» со вступительной заметкой к библиографическому разделу за подписью К<иреевского>. В ней Гоголь был объявлен «представителем той новой, великой, до сих пор в ясном виде еще не являвшейся силы, которой неисчислимые результаты могут произвести совершенный переворот в нашей литературе и которую называют силою русской народности <...> Жизнь нашей словесности оторвана от жизни нашего народа. Но, читая Гоголя, мы понимаем возможность их соединения». И. В. Киреевский заявил это по поводу «Мертвых душ»...

[Гуминский В. М. Н. В. Гоголь и славянофилы. И. B. Киреевский (предварительные заметки) // Гоголь и традиционная славянская культура. Двенадцатые Гоголевские чтения: сборник научных статей по материалам Международной научной конференции, Москва. 30 марта — 1 апреля 2012 г. / Департамент культуры г. Москвы; «Дом Н. В. Гоголя»; под общ. ред. В. П. Викуловой; науч. ред. Е. Г. Падерина. — Москва–Новосибирск : Новосибирский изд. дом, 2012.]

К списку событий

«Природа близости» 14 Мая в 10:00

13 и  14 мая с 10:00 до 17:00 в музыкально-театральной гостиной Дома Гоголя состоится обучающий семинар для психологов и специалистов помогающих профессий, смежных с психологией «Природа близости».