Департамент культуры города Москвы
«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

160 лет назад 11 ноября 1855 г. скончался датский философ Серен Кьеркегор [5.V.1813 — 11.XI.1855]

скончался датский философ Серен Кьеркегор [5.V.1813 — 11.XI.1855]

Особенность Н. В. Гоголя в качестве ключевой и загадочной фигуры в русской культуре XIX века обусловлена тем, что ему первому среди светских православных мыслителей довелось прочувствовать и выразить именно иррационально-трагическую сторону христианской религиозности. Непримиримость истинного христианства, открывшегося внутреннему взору Н. Гоголя, с жизненными реалиями церковной действительности — было тем противоречием, которое сыграло важнейшую роль как в судьбе писателя, так и в его персональной теологии.

Подчеркнутый дуализм земного и небесного вообще характерен для православной культуры. Если католичество переживает в качестве живой антиномии противоречие души и тела, а протестантизму ближе антиномия веры и разума, то православие актуализирует чаще всего именно напряжение, создаваемое несовпадением конечного и бесконечного, неосуществимостью идеала на земле. Противостояние и неслиянность земного и небесного являются также ведущей структурой художественной системы романтизма и, следовательно, характеристикой романтического сознания.

То, что создает своеобразие гоголевских эстетических переживаний теологических по существу проблем — это тезис о смертности человека и утверждение личного спасения в качестве абсолютного блага. Эти и другие мотивы роднят творчество Н. Гоголя с ведущими темами в судьбе и наследии его датского современника С. Кьеркегора

Оба прожили чуть более сорока лет и испытали аналогичные кризисы религиозного становления. Каждый из них указывал на то, что находился на ложном пути, пока иная воля, не его собственная, не остановила его и не направила на истинный путь, т.е. понимание благодати Бога не было им дано изначально. Оба умерли в результате самоистощения на основе скрытого суицида, к которому привел — и это не было секретом для современников — меланхолический паралич религиозной души. Оба глубоко пережили расхождение эстетического и морального начал в человеке. Гоголь, по верному замечанию В. В. Зеньковского, был первооткрывателем этой проблемы в русской мысли. И Н. Гоголь, и С. Кьеркегор «отказались от всех поверхностных попыток анализа людской развращенности и постарались выявить глубокие корни порочности человека».

Сходным образом пережили Н. Гоголь и С. Кьеркегор и расхождение индивидуального и всеобщего — центральное противоречие дуалистического сознания. С. Кьеркегор известен как яркий выразитель парадоксальности всякой религиозной философии. Он рассматривал парадокс как средство для выражения интенционального переживания сакральных объектов мысли. Но в своей персональной теологии Гоголь и Кьеркегор столкнулись с еще более серьезной проблемой несообщаемости истины, открывшейся в результате внутреннего богопостижения. <...>

В отличие от сторонников синтеза с их более умиротворенным и находящимся в развитии миром, дуалисты живут в состоянии конфликта. Дуалистический стиль мышления предстал в экзистенциализме в качестве конфликта между Богом и людьми, между правотой Бога и правотой личности. И Гоголь и Кьеркегор находят примирение этого конфликта в личности Христа, с которым и происходит в некотором смысле самоотождествление. <...>

Н. Гоголь (1809–1852) и С. Кьеркегор (1813–1855), будучи современниками и принадлежа, по нашему мнению, к одному и тому же культурному прототипу, отразили в своих судьбах движение европейской культуры XIX века от романтизма к экзистенциализму, в котором традиционный христианский персонализм как вера в достижимые, вечные и абсолютные ценности личности и в существование абсолютного мерила истины и добра парадоксальным образом обернулся проецированием личности в ничто, в пустоту, что позднее придало особую окраску всем «несчастным» формам самоописания культуры в XX веке.

[Щеглова Л. В. Проблема веры в дуалистическом сознании: Н. В. Гоголь и С. Кьеркегор // Русская философия: многообразие в единстве: Матер. VII рос. симпозиума историков русской философии. — М.: ЭкоПресс, 2001.]

К списку событий

«Небеса обетованные» (1991) 29 Ноября в 15:00

Кинолекторий «К 90-летию Эльдара Рязанова».