«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

130 лет назад 9 ноября 1885 г. родился русский поэт и прозаик Велимир Хлебников [9.XI.1885 — 28.VI.1922]

родился русский поэт и прозаик Велимир Хлебников [9.XI.1885 — 28.VI.1922]

Известный греческий исследователь творчества Хлебникова Е. Парнис убежден, что рассказ «Жители гор» написан под воздействием «малороссийских повестей» Гоголя. Вспоминается описание «высоковерхих» карпатских гор в повести Гоголя «Страшная месть», которые «будто каменными цепями перекидывают <...> вправо и влево землю и обковывают ее каменною толщей, чтобы не прососало шумное и буйное море. <...> Чуден и вид их: не задорное ли море выбежало в бурю из широких берегов, вскинуло вихрем безобразные волны, и они, окаменев, остались недвижимы в воздухе? Не оборвались ли с неба тяжелые тучи и загромоздили собою землю? ибо и на них такой же серый цвет, а белая верхушка блестит и искрится при солнце».

В этом описании угадывается та удивительная местность, о которой говорит Хлебников в своем рассказе. Так повесть Гоголя становится ключом к расшифровке места действия в рассказе писателя XX в. Но у Хлебникова, несмотря на явные переклички с великим классиком, виден свой, особенной плотности и экспрессии, стиль. Все описание пейзажа сопровождают художественные сравнения, которые отправляют читателя к тому или иному историческому факту, вызывает определенные ассоциации.

В своем восприятии пространства и времени Хлебников предстает неоромантиком

Природа у него — вечна, постоянна, по сравнению с историей человечества. Но при этом он не противопоставляет природу истории, а, наоборот, сливает их в одно единое, неделимое целое. Писатель олицетворяет природу, откровенно очеловечивает ее. Бурлящие горные реки у него подобны невестам в подвенечном наряде: «...мутное серебро рек в зеленых тканях, будто белые девы свадьбы, смеясь и гуторя, надели зеленые венки, поют и подымают сорванные ветви, водопад — нить жемчугов вдоль гордого, полного хищного предвкушения счастья, горла невесты». Внимание останавливает и заставляет задуматься эпитет «хищное предвкушение» невесты.

Интересно, что повесть «Страшная месть» тоже начинается с описания свадьбы сына есаула Горобца. Но в рассказе Хлебникова кипящая жизнью горная природа ассоциируется с пышным, шумным свадебным обрядом, таящим тревожное ожидание утраты свободы, неизбежного насилия со стороны невесты. При этом важно учитывать историческую эпоху, в которой жил сам писатель. Это эпоха напряженных нравственных и философских исканий, пересмотра многих представлений в сфере семейных и общественных отношений. У неприкаянного и бездомного до конца своих дней Хлебникова на этот счет были, очевидно, свои взгляды.

«Жители гор» написаны в 1912–1913 гг., когда «возобновились военные действия на Балканах, и в России опять всколыхнулся интерес к славянскому вопросу, у Хлебникова же этот интерес, — пишет С. В. Старкина, — никогда не исчезал». Вспоминается стихотворение Хлебникова «Мы желаем звездам тыкать...», где он призывает читателей быть грозными, как Остраница. Об этом гетмане поэт упоминает и в своем рассказе: «...закат-уманец с сверкающей саблей, по зову Остраницы поднявшийся в поход». Известно, что Яков Остраница (Яков (Яцко) Стефан Искра-Острянин) — один из руководителей крестьянско-казацкого восстания на Украине 1638 г. против польского владычества6.

Исторические мотивы у Гоголя и Хлебникова свидетельствуют о родстве писателей разных эпох

Объединяет их горячий интерес к прошлому России и Украины. Хлебников вслед за автором «Тараса Бульбы» обращается к истории борьбы украинского народа с польской шляхтой (рассказы «Велик день», «Жители гор»).

Известно, что вначале Хлебников назвал рассказ «Девы русские», желая подчеркнуть, что в этом произведении он говорит о русском народе: «Здесь жили русские». Гоголь в повести «Страшная месть» тоже акцентирует: «...еще до Карпатских гор услышишь русскую молвь, и за горами еще кой-где отзовется как будто родное слово; а там уже и вера не та, и речь не та». Что еще раз указывает: писателей интересовал вопрос границы заселения славян.

[Шведова А. Н. «Смыслоемкость» малой прозы Велимира Хлебникова («Жители гор») // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2013. Т. 13, вып. 2.]

К списку событий

«Мёртвые души» 02 Августа в 15:00

В рамках выставки «Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти», приуроченной к 175-летию выхода в свет поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души», в августе по средам «Дом Гоголя» проводит цикл лекций и кинолекторий (2, 9, 16, 23 и 30 августа).