«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

180 лет назад 7 октября 1835 г. Николай Васильевич Гоголь пишет письмо Александру Сергеевичу Пушкину с просьбой дать сюжет для комедии

Николай Васильевич Гоголь пишет письмо Александру Сергеевичу Пушкину с просьбой дать сюжет для комедии
Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. <...> Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее черта. Ради бога. Ум и желудок мой оба голодают

Из письма Н. В. Гоголя А. С. Пушкину, 7 октября 1835 г. Петербург

Эта гоголевская просьба сразу же провоцировала на предположение («рабочую гипотезу») о том, что речь здесь идет о сюжете «Ревизора». Через шестнадцать дней после этого письма, 23 октября 1835 года, Пушкин вернулся в Петербург и вскоре, при одной из встреч с Гоголем, «передал» ему искомый сюжет... Правда, сведений о самой этой «передаче» не сохранилось никаких: все историко-литературные данные о ней изначально гипотетичны. <...>

С другой стороны, если принять эту просьбу как отправную точку замысла «Ревизора», то дальнейшая работа над комедией шла с нереальной, почти сверхъестественной быстротой: в конце октября — начале ноября Гоголь мог получить от Пушкина искомый «сюжет», а уже к 6 декабря сообщает (в письме к М. П. Погодину) о завершении двух черновых редакций своей комедии. Между тем Гоголь обычно очень долго оттачивал свои произведения, переписывая их, по его собственным словам, «восемь раз». Поэтому, например, А. С. Долинин вполне обоснованно предположил, что «передача сюжета» должна была произойти намного раньше, а к октябрю 1835 года речь могла идти лишь о каких-то деталях... Но это предположение противоречит тексту письма.

Нам представляется, что «просьбу» о сюжете из этого письма не стоит рассматривать как действительную просьбу — за ней скрывается несколько другой смысл. В молодом литераторе Гоголе Пушкин более всего ценил стихию смешного, которая, по его разумению, была развита в нем в гораздо большей степени, чем у него самого. <...> 

Пушкин особенно ценит способность Гоголя заставлять читателя и зрителя веселиться и смеяться

Гоголь вполне сознавал это — и в цитированном письме, высказывая вроде бы просьбу («Сделайте милость...»), сразу же указывает, что будущая «комедия», которую «рука дрожит написать», — «будет смешнее черта». При этом неважно, какой именно будет сюжет: «хоть какой-нибудь, смешной или не смешной». Собственно, это не столько действительная просьба дать сюжет для комедии, сколько отражение гоголевского «желания порисоваться», похвастаться своей способностью создавать «веселое» представление — «из ничего».

Наконец, что за сюжет мог в этом случае передать Пушкин? Разные исследователи и мемуаристы в разное время отметили не менее десятка «жизненных анекдотов» о мнимом ревизоре, персонажами которых были реальные лица: П. П. Свиньин, путешествующий по Бессарабии, устюженский городничий И. А. Макшеев и петербургский литератор П. Г. Волков, сам Пушкин, остановившийся в Нижнем Новгороде, и так далее — все эти житейские анекдоты Гоголь знал и без Пушкина. Кроме того, Гоголь знал по меньшей мере две литературных обработки подобного сюжета: комедию Г. Ф. Квитка-Основьяненко «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе» (1827) и повесть А. Ф. Вельтмана «Провинциальные актеры» (1834). Никакой особенной «новости» или «сенсации» этот «бродячий сюжет» не представлял, и барон Брамбеус в своих нападках на гоголевскую комедию называл «Ревизора» «плохим драматическим анекдотом», «карикатурой одного известного случая», который был «тысячу раз напечатан, рассказан и отделан в разных видах».

[Кошелев В. Пушкинская «мысль „Ревизора“» // Литература, № 14, 2005.]

К списку событий

«Гагарин. Первый в космосе» (2013) 12 Апреля в 15:00

12 апреля 2017 года в 15:00 в музыкально-театральной гостиной Дома Гоголя состоится показ художественного фильма «Гагарин.