«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

85 лет назад 29 сентября 1930 г. скончался русский художник-живописец Илья Ефимович Репин [05.VIII.1844 — 29.XI.1930]

скончался русский художник-живописец Илья Ефимович Репин [05.VIII.1844 — 29.XI.1930]

Гоголь был для Репина одним из любимейших и наиболее близких писателей. 

...Я принялся за Гоголя и такого наслаждения еще ни разу не получал от него, особенно от его малороссийских вещиц

, — писал как-то Репин Стасову. И подобное восхищение Гоголем он выражал неоднократно — в частности, восхищение языком его книг, таким отличным от закостенелости и мертвенности тривиально гладкого «литературного» стиля.

По мнению современников, писателя и художника многое роднило. «Напряженно старался я разгадать, кто он есть, старался понять его в единстве, но передо мной всегда вырастали две фигуры — одна великая, как Гоголь, и другая маленькая, как тот же Гоголь времен его „Переписки с друзьями“ и сожжения своих рукописей», — вспоминал Я. Д. Минченков.

А уж когда были написаны «Запорожцы», Репина поставили с Гоголем в один ряд, сравнивая их по мастерству и размаху юмора, воплощенного в их произведениях. 

Здесь — как у Рабле или Гоголя — юмор вырастает до героических размеров

, — написано в предисловии к альбому И. Е. Репина из серии «Солнца России», выпущенному в 1900-е гг.

Горячую любовь и пристальный интерес к Гоголю Репин пронес через всю жизнь. В своем творчестве он неоднократно обращается к образам гоголевских произведений, начиная с ранних иллюстраций к «Запискам сумасшедшего» и кончая картиной «Солоха», созданной художником в 1926 г. Во всех работах Репин обнаруживает чуткость к писательскому замыслу, умение постигнуть и передать высокий гуманизм гоголевского повествования.

«Записки сумасшедшего», помимо иллюстраций, вдохновили Репина на картину «Поприщин», написанную в 1882 г. Известны также его иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1871 г.). Но едва ли не больше всех других гоголевских произведений Репин любил «Тараса Бульбу». Величественные образы героической повести не только стояли все время перед глазами художника, когда он создавал своих «Запорожцев», но и бесспорно оказали определенное влияние на его творческий замысел.

Работая над полотном, Репин часто вспоминал замечательное творение писателя, прославляющее мощь и величие народа, его вольнолюбие.

...Ну, и народец же! — писал однажды Репин, рассказывая с воодушевлением о своей работе над образами запорожцев. — Недаром про них Гоголь писал, все это правда! Чертовский народ!.. Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства

Существуют также иллюстрации Репина к «Тарасу Бульбе». В 1890 г. им был сделан рисунок «Андрий и панночка» (Русский музей). Сохранилась и датированная 1903 г. акварель Репина, изображающая «Отъезд Тараса Бульбы с сыновьями в Сечь» (находится в Русском музее; карандашный набросок на ту же тему в 1951 г. поступил в Третьяковскую галерею).

[Коростин А., Стернин Г. Герои Гоголя в русском изобразительном искусстве XIX века // Пушкин. Лермонтов. Гоголь / АН СССР. Отд-ние лит. и яз. — М.: Изд-во АН СССР, 1952. — С. 837–892. — (Лит. наследство; Т. 58).]

К списку событий

«Рысь выходит на тропу» (1982) 20 Сентября в 15:00

Кинолекторий в рамках Года экологии.