«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

210 лет назад 26 сентября 1805 г. родился русский поэт и переводчик Дмитрий Владимирович Веневитинов [26.IX.1805 — 27.III.1827]

родился русский поэт и переводчик Дмитрий Владимирович Веневитинов [26.IX.1805 — 27.III.1827]

Тайное «Общество любомудрия» было создано в середине 1820-х годов Д. Веневитиновым и В. Одоевским [Владимир Федорович Одоевский, русский писатель и музыкальный критик. — Прим.] для изучения немецкой идеалистической философии. <...> После восстания декабристов «Общество любомудрия» распустили, бумаги сожгли. Его участники связей между собой не потеряли и продолжали мечтать о своем печатном органе. Такой проект возник еще в 1824 г., но стал осуществляться только в 1826 г., когда с (бывшими) любомудрами стал сотрудничать Пушкин. Душой всего дела оставался Д. Веневитинов. <...>

К середине 1830-х годов Гоголь установил дружеские и литературные отношения с большинством любомудров

Друзья, единомышленники, издатели Д. Веневитинова — В. Одоевский и М. Погодин [Михаил Петрович Погодин, русский историк и публицист. — Прим.] — становятся друзьями Пасичника. <...> Поэтому перекличку ранних гоголевских произведений с творчеством любомудров (в основном, конечно же, Веневитинова) можно объяснить и восприимчивостью Гоголя к идеям, представлениям, воспоминаниям, что были связаны у любомудров с их главой и питали «коллективную» легенду о юном поэте-философе. Очертить круг таких соответствий, указав на общие источники для творчества, и опереться на эту традицию, и обозначить расхождения с ней — вероятно, было крайне важно для Гоголя в начале его пути.

В феврале 1829 г. он анонимно опубликовал стихотворение «Италия», которое по заглавию, отчасти по тематике строф, их количеству, по вариациям поэтических «формул» явно перекликалось со стихотворением «Италия» Д. Веневитинова, его своеобразным поэтическим завещанием. А следом, в марте 1829 г. появились 1-я часть его сочинений — «Стихотворения», где была перепечатана «Италия». Выходу 2-й части сочинений Веневитинова — «Прозы»... предшествовало появление на страницах «Литературной Газеты» 16 января 1831 г. одного из первых прозаических опытов Гоголя — фрагмента «Женщина», по-своему близкого «романтическим рассказам» Веневитинова «Утро, полдень, вечер и ночь», «Скульптура, живопись и музыка», отрывку из романа «Три эпохи любви» и философскому диалогу «Анаксагор. Беседа Платона», опубликованным в 1826–1830 гг. <...>

Древняя Греция изображена здесь [во фрагменте «Женщина» Гоголя. — Прим.], как у Веневитинова: это юность, весна, утро человечества

Древнегреческие формы сознания мотивируют художественное развитие во фрагменте, которое стремится охватить основные категории культуры Древней Греции, ее искусство. Отсюда чувственность, «пышные» эпитеты, проповедь наслаждения и высшего его духовного выражения — любви. Любовь к женщине как открытие мира в его настоящем, прошлом и будущем предстает естественным средством познания и самопознания для личности. Любовь — это «отчизна души, прекрасное стремление человека к минувшему, где совершалось беспорочное начало его жизни, где на всем остался невыразимый, неизгладимый след невинного младенчества, где все родина».

Творческая, созидательная сила любви, обожествляя женскую красоту, дает начало искусствам в Древней Греции. Под воздействием этого идеала происходит первоначальный синтез архитектуры и скульптуры, живописи и музыки (классического и романтического). Но у Веневитинова «эпический» период воплощен лишь классической скульптурой, а для Гоголя она — главная форма, определяющая синтез других искусств. Это обозначено «скульптурными» позами героев, их одеянием. «Скульптурно» выразительны их жесты, мимика. <...>

Необходимость сопоставить этот гоголевский отрывок с произведениями Веневитинова обусловлена и тем, что этим фрагментом, по предварительному плану Гоголя, открывалась бы 2-я часть сборника «Арабески». Тогда в ней фрагмент «Женщина» соотносился бы с началом 1-й части — статьей «Скульптура, живопись и музыка», идентичной по названию и содержательным особенностям статье Веневитинова (что давно уже было отмечено исследователями). Но в «Арабесках» (1835 г.) это место занимает фрагмент «Жизнь», датированный 1831-м годом — так же, как гоголевская статья «Скульптура, живопись и музыка», — годом выхода «Прозы» Д. Веневитинова.

[Денисов В. Д. Наследие любомудров и раннее творчество Гоголя // Тринадцатые Гоголевские чтения. Творчество Гоголя и русская общественная мысль. — Новосибирск, 2013.]

К списку событий

«Большой вальс» (1939) 19 Июля в 15:00

19 июля 2017 года в 15:00 мы предлагаем вам познакомиться с американским музыкальным кинофильмом 1938 года режиссёра Жюльена Дювивье — «Большой вальс».