«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

70 лет назад 9 сентября 1945 г. скончалась русская поэтесса и писательница Зинаида Николаевна Гиппиус [20.XI.1869 — 09.IX.1945]

скончалась русская поэтесса и писательница Зинаида Николаевна Гиппиус [20.XI.1869 — 09.IX.1945]

В силу сложившихся обстоятельств Гиппиус приобщилась к творчеству Гоголя в детстве: отец будущей поэтессы, по ее словам, «поклонник Гоголя», был вынужден из-за туберкулеза перевезти семью из Петербурга в Нежин, где стал председателем суда. Домашние учителя Гиппиус в тот период — преподаватели из «Гоголевского института» [бывш. Нежинский лицей князя А. А. Безбородко, альма-матер Н. В. Гоголя. — Прим.]. Отец был одним из тех, кто установил бюст писателя в городском сквере. <...>

Нежинский памятник Гоголю связан с первым этапом приобщения Гиппиус к русской литературе, с периодом в биографии, остро запомнившимся утратой любимого отца

В эмиграции в мемуарном произведении «Дмитрий Мережковский» Гиппиус на склоне лет вспоминала о «городском сквере» «городишки», где был установлен бюст Гоголя. Первые воспоминания Гиппиус связаны с учителями из учебного заведения, которое в свое время окончил Гоголь, любительскими спектаклями, сыгранными сослуживцами отца для сбора средств на памятник. <...> Гиппиус, подводившая итоги жизни на чужбине, без надежд на возвращение, потеряв родину, близких, ощущала себя вне времени и пространства, связав с памятником в Нежине как первую в жизни утрату близкого человека, таки одновременно — первое приобщение к русской литературе.

Мережковский [Дмитрий Сергеевич Мережковский, русский писатель, поэт, муж З. Н. Гиппиус. — Прим.] опубликовал книгу «Гоголь и черт» в 1906 г. Известно, что замыслы своих произведений он часто «проговаривал» дома, обсуждал их с супругой. Гоголевские темы по-своему переосмыслены в это время и у Гиппиус. В журнале «Весы» были опубликованы ее статьи «Иван Александрович — неудачник» (1906 г.) и «Анекдот об испанском короле» (1907 г.), основанные на гоголевских реминисценциях. <...>

Гоголевское восприятие автоматизма и внешней механичности Парижа по-своему отражено и переосмыслено Гиппиус в очерках «Бедный город» (1906 г.) и «Парижские фотографии» (1907 г.). В восприятии Гиппиус Парижа и Рима очевидны гоголевские аллюзии: противопоставление величия древности «вечного города» суетному духу века, красивости, провинциальности, внешнему блеску, второму сорту французской столицы. Гиппиус подчеркивает свое неприятие механического расписания жизни парижанина, например, так описан в очерке конец дня в Париже: «По пустым улицам тащатся колымаги, набитые овощами. <...> Парижанин на них не смотрит. Это на завтра. А сегодня пора спать. Всему свое время, и дни должны быть гармоничны. Повеселились — спать. Великая вещь гармония мира!». <...>

Гоголь, постоянно работавший над совершенствованием своих произведений, как известно, считал художника ответственным за свои творения, за каждое написанное слово

Следуя этой традиции, Гиппиус в газете «Речь» (1908 г.) в статье «Слезинка Передонова (То, чего не знает Сологуб)», призывала автора романа «Мелкий бес» полюбить своего бедного, нищего духом Передонова. В романе, имевшем невиданный успех в России, критики увидели «сатиру, зеркало, обличающее недостатки». <...> Сологуб, по мнению Гиппиус, «не знает» о чувстве ответственности за созданного им героя, но он должен отвечать за него во имя «той сверхсправедливости, которую, пожалуй, можно назвать любовью». В короткой проблемной статье в газете, которую читала широкая российская публика, Гиппиус развивала гоголевские традиции. <...>

В 1919 г., накануне бегства Мережковских из России, главный герой «Записок сумасшедшего» переосмыслен Гиппиус по-новому. Огромное по объему документально-художественное произведение «Современная запись», которое Гиппиус вела со дня объявления Первой мировой войны, заканчивается «Серым блокнотом», написанным карандашом. Изменяется хронотоп — от датированного описания и анализа событий, происходящих в стране, до событий в огромном замерзающем призрачном Петербурге, затем на одной улице, позже — дома напротив Таврического дворца, квартиры, комнаты, где окончательно теряется ощущение времени и пространства. Дневник насыщен реминисценциями из произведений Тургенева, Достоевского, Гоголя. Запись в «Сером блокноте» начинается в октябре, как у Поприщина, позже время становится неопределенным, а пространство в «Сером блокноте» ограничивается только «близким, маленьким, страшным». Рефрен дневника — поприщинское «молчание», и это слово стало последним, написанным Гиппиус в России. <...>

Гоголь, впервые в русской литературе заговоривший, по его словам, о Боге, был для Гиппиус спутником с детства до последних лет жизни

[Орлова М. В. «Вечный спутник»: Гоголь в критической прозе Зинаиды Гиппиус // Новый филологический вестник. 2009. № 4.]

К списку событий

«Будущее планеты: Жизнь после людей» (2009) 15 Апреля в 18:30

15 апреля 2017 года в 18:30 в музыкально-театральной гостиной Дома Гоголя состоится показ научно-популярного фильма «Будущее планеты: Жизнь после людей», приуроченный ко Дню экологических знаний.