«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

160 лет назад 19 июля 1855 г. скончался русский поэт Константин Николаевич Батюшков [29.V.1787 — 19.VII.1855]

скончался русский поэт Константин Николаевич Батюшков [29.V.1787 — 19.VII.1855]

Некоторые неопубликованные записи Батюшкова могли бы быть предварительными материалами к гоголевским произведениям. Применительно же к текстам собственно «Опытов в стихах и прозе» можно говорить об очевидном участии Батюшкова в создании тех «пятен эпох», которыми, по выражению Л. В. Пумпянского, Гоголь «думал об истории» — и о географии тоже. 

Не Батюшков дает Гоголю материал для этих размышлений — но он дает краску, резкий, запоминающийся мазок

Так, в статье «Нечто о поэте и поэзии» Батюшков упоминает «благотворную природу стран южных, где человек наслаждается двойною жизнию, в сравнении с нами...» Батюшковская формулировка заимствуется Гоголем в начале статьи «Мысли о географии» и дает основу для контраста: «...край, где кипит Юг и каждое творение бьется двойною жизнью, и край, где в искаженных чертах природы прочитывается ужас и земля превращается в оледенелый труп». Образ «гневного Севера», возникающий в статье Гоголя «О Средних веках», когда он говорит о норманнах, «за которыми как будто гонятся по пятам мрачный их Один и снеговые горы Скандинавии», именно в воспроизведенном сочетании географии, истории и мифологии, восходит, вероятно, к сказанному у Батюшкова о поклонении «Одену, сему кровавому божеству скандинавов, которых и жизнь и суеверия ознаменованы были мрачною поэзиею» ( «Письмо к И. М. М<уравьеву>-А<постолу>»), и о том, что «страшные явления» северной природы заставляют вспомнить «мрачную мифологию скандинавов, которым божество являлось почти всегда в гневе, карающим слабое человечество» («Отрывок из писем русского офицера о Финляндии»). <...>

След чтения Батюшкова заметен и в описании крестовых походов в статье «О Средних веках» — Гоголь, кажется, впечатлен здесь поэмой Тассо «Освобожденный Иерусалим» в пересказе Батюшкова («Ариост и Тасс»). «Анакреонтическая», как сам он ее называл, лирика Батюшкова существенно повлияла на Гоголя; но и совершенно иное, средневековое в его понимании, отношение к женщине он формулирует, пользуясь батюшковскими выражениями из статьи о Петрарке: для него «Лаура была нечто невещественное, чистейший дух, излившийся из недр божества и облекшийся в прелести земные». «Это божество, но облеченное слегка в человеческие страсти» — так сказано о встрече с женщиной в письме Гоголя к М. И. Гоголь от 24 июля 1829 года; в повести «Невский проспект», зародышем которой считают данное письмо, и в статье «О Средних веках» эта тема также несет отпечаток батюшковского слова. Сам Батюшков считал такие заимствования в порядке вещей и, более того, знаком особого почтительного отношения к источнику. <....>

Будь „Прогулка по Москве“ опубликована, она считалась бы одним из ближайших литературных источников для Гоголя в „Арабесках“

На сходство описания уличной толпы здесь и у Гоголя указал В. Н. Топоров, отметив при этом и содержательное отличие. Упомянутые в «Невском проспекте» среди толпы «все, окончившие довольно важные домашние занятия, как-то <...> узнавшие о здоровьи лошадей и детей своих», и в концовке повести «другой, которого сердце горит лошадиною страстью», словно сошли со страниц «Прогулки...», где показан человек, который «живет на конюшне, завтракает с любимым бегуном и ездил нарочно в Лондон, чтобы посоветоваться с известным коновалом о болезни своей английской кобылы». Московская книжная торговля «на вес» напоминает продажу картин в «Портрете». Любопытно и то, что неявная цитата из батюшковского перевода Ариосто в «Записках сумасшедшего»: «И потому-то самому мы не можем видеть носов своих, ибо они все находятся в луне» оказывается точной при знании самого перевода, строка из которого приведена как раз в неопубликованной «Прогулке...»: «Дурачься, смертных род! В луне рассудок твой!»

[Л. В. Дерюгина. Гоголь и Батюшков: мотивы «Опытов в прозе» в «Арабесках». Материалы Юбилейной международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя / Под ред. М. Н. Виролайнен и А. А. Карпова. СПб.: Петрополис, 2011.]

К списку событий

«Леди Гамильтон» (1941) 11 Октября в 15:00

Киносреды в «Доме Гоголя».