«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

120 лет назад 2 июля 1895 г. скончался украинский ученый и литературный критик Михаил Петрович Драгоманов [18.IX.1841 — 2.VII.1895]

скончался украинский ученый и литературный критик Михаил Петрович Драгоманов [18.IX.1841 — 2.VII.1895]

...Драгомановская концепция, согласно которой литературное пространство Российской империи едино, все это, собственно, и есть литература русская, или «всероссийская», или «общая», а в ее рамках существуют еще две локальных, «местных» литературы, входящих в русскую, — великорусская и малорусская. Первая, по Драгоманову, оплодотворена прогрессивным европейским опытом и либерально-космополитическими идеями и потому истинно, в глубинном, в не в поверхностном смысле, народна; две других — великорусская и малорусская — простонародны, этнографичны, региональны, это, в сущности, подлитературы.

В этом пункте и возникает в тексте статьи фигура Гоголя. 

Драгоманов уверен, что именно Гоголь идеально вписывается в его „троичную“ схему, и не просто вписывается, а своим творчеством и судьбой как бы „овеществляет“ ее, воплощает в литературную реальность, более того, в определенном смысле порождает

С одной стороны, органическая интегрированность Гоголя в первую из трех литератур — русскую, «общую», для Драгоманова очевидный и непреложный факт; Гоголь — «отец реализма и живой народности в литературе русской», «отец критически-социального и народно-реформаторского направления в русском обществе и литературе». С другой, «Гоголь же, и именно своим принципом реализма заложил крепкую основу и центробежным направлениям в литературе русской — великорусскому и малорусскому». <...>

«Гоголь <...> первый ввел в русскую литературу местные (украинские) типы с простонародным языком, первый живо обрисовал простонародный быт, который до этого если пробивался в господскую литературу, то по большей части непроизвольно...». Драгоманов напоминает, что Крылов, хотя он начал писать басни значительно раньше, чем Гоголь заявил о себе, «наилучшие свои истинно великорусские басни написал уже после малорусских повестей Гоголя...», то есть, не исключено, что по их образцу. <...>

Для Драгоманова Гоголь писатель безусловно русский; однако не менее очевиден и важен для него тот факт, что гоголевский талант вырос на украинской почве, и Драгоманов хочет вникнуть в диалектику такого сложного сочетания, оценить и понять, кaк входит в творчество русского писателя украинская составляющая, его украинский этноментальный и этнокультурный субстрат. <...>

...Драгоманов пишет в своей статье:

Гоголь остается до сих пор не только самым великим писателем русской литературы, но и характерным выразителем украинской натуры...

Этот полемический пассаж был направлен против «доктринерства украинофильской ортодоксии», которая называла Гоголя «перекинчиком», забывшим родной язык и родную почву, и потому не желала признавать его «нашим». Сегодня драгомановские слова могут быть адресованными той же национально-радикальной «ортодоксии», сменившей, правда, вектор своего отношения к Гоголю на противоположный; теперь он «наш» и только «наш», теперь его норовят изъять из русской литературы, объявить украинским писателем или в крайнем случае «поделить» на двух Гоголей — украинского («нашего») и русского («не нашего»)...

[Барабаш Ю. Я. Гоголь в концепции «четырех (трех) литератур» Михаила Драгоманова // Гоголь и традиционная славянская культура. Двенадцатые Гоголевские чтения: Сб. научных статей по материалам Междунар. науч. конф. Москва. 30 марта — 1 апреля 2012 г. Новосибирск, 2012.]

К списку событий

«Во что верят японцы?» 23 Ноября в 18:30

Культурно-просветительский проект «Япония далекая и близкая».