Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

105 лет назад 21 июня 1910 г. родился русский писатель и поэт Александр Трифонович Твардовский [21.VI.1910 — 18.XII.1971]

родился русский писатель и поэт Александр Трифонович Твардовский [21.VI.1910 — 18.XII.1971]

Известно, что Гоголь был в числе любимых авторов Твардовского. В его литературно-критических статьях, выступлениях, дневниковых записях, эпистолярном наследии неоднократно встречается имя Гоголя, его художественные образы.

В статье «О себе» Твардовский писал, что еще в раннем детстве познакомился с произведениями великого классика: «Книга не являлась редкостью в нашем домашнем обиходе. Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух... Первое мое знакомство с „Тарасом Бульбой“ Гоголя... произошло таким именно образом». А день, когда учительница литературы читала «Ночь перед Рождеством», он считал «одним из счастливейших дней школьной жизни».

Став признанным мастером, Твардовский постоянно обращается к Гоголю

Чрезвычайно интересным является тот факт, что очень часто это происходит в наиболее ответственные моменты жизни поэта. Твардовского интересуют отдельные произведения, образы, мотивы. Он заостряет внимание на критическом пафосе Гоголя и особенностях мастерства. Его привлекает в Гоголе мудрость и простота выражения мыслей, сочетающаяся с глубиной подтекста.

Гоголевской цитатой начинает Твардовский речь на XXI съезде партии, будучи уверенным, в необратимости начавшихся в государстве перемен в период «оттепели». «О той картине нашего сегодня и завтра... хочется сказать чудесными словами Гоголя: «Вдруг стало видимо далеко во все концы света». Развивать традиции Гоголя-сатирика и тем самым бороться с негативными явлениями в общественно-политической жизни страны призывает он и на XXII съезде партии. К гоголевским героям обращается в выступлении па 3-ем Всесоюзном съезде писателей: «И если мне подсовывают жалкое и бескрылое, скучное, как домовая книга на экране, едва освещенное убогой мыслью копирование жизни и говорят, что это реализм, я отвергаю его. И тому и другому я, читатель, говорю словами Собакевича: „Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот, и устрицы тоже не возьму: я знаю, на что устрица похожа“» (т. V, с. 333). Обращение к Гоголю находим также в наброске несостоявшегося выступления Твардовского на 1 съезде писателей России. <...>

Высочайший авторитет Гоголя-художника для Твардовского подтверждает и его письмо от 7.06.1960 г. в Президиум ЦК КПСС, в котором он пытается объяснить, что его поэма «Теркин на том свете» не является «пасквилем на советскую действительность», «вещью клеветнической», что «великие сатирики (Н. Гоголь и другие), чьему опыту я не мог не следовать, всегда пользовались средствами преувеличения, даже карикатуры для выявления наиболее характерных черт обличаемого и высмеиваемого предмета».

Преклонялся Твардовский и перед Гоголем-художником

В одной из лучших своих статей «О Бунине» он называет Гоголя великим мастером русской прозы, а его письмо — «музыкой». «Мертвые души» он считал одним из лучших произведений русской классики, ему импонировала образная система, строй поэмы: «... колесо из „Мертвых душ“ — зачем оно? А там гигантский образ России — пространной, медлительной, бездорожной и т.д.».

Особенно восхищался Твардовский архитектоникой гоголевского творения. В своих воспоминаниях А. Кондратович приводит очень интересное высказывание Твардовского по этому поводу: «Перед нами начало книги. Но она вполне завершена и закончена, и я уже не знаю, будет дальше что-нибудь или нет. Гоголь ведь рассматривал свои „Мертвые души“ как крыльцо к зданию. Но для нас не существенен его замысел. Судьбы и люди, нарисованные им в „Мертвых душах“, не требуют для нас продолжения. Крыльцо оказалось таким поместительным, что основное здание нам не понадобилось».

Твардовский собирался посвятить Гоголю статью (об этом свидетельствует одна из дневниковых записей поэта от 23.10.1960 г.), но, по-видимому, осуществить этот замысел не позволили редакторская работа, а затем болезнь.

[Хоменко Ю. Н. Пушкин в литературно-критической деятельности Гоголя и Твардовского (из опыта исследования преемственных и типологических связей). // Гоголь и Пушкин: Четвертые Гоголевские чтения: Сб. докл. / Правительство Москвы; Ком. по культуре г. Москвы; Гор. б-ка № 2 им. Н. В. Гоголя; Под общ. ред. В. П. Викуловой. — М.: Книжный дом «Университет», 2005.]

К списку событий

«Карнавальная ночь» (1956) 27 Декабря в 15:00

Новогодние киносреды в «Доме Гоголя»

«Новые поступления в музейные коллекции: Даритель — М.Н. Жук»

Выставка предметов, переданных Маргаритой Николаевной Жук