«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

115 лет назад 2 мая 1900 г. скончался русский художник Иван Константинович Айвазовский [29.VII.1817 — 2.V.1900]

скончался русский художник Иван Константинович Айвазовский [29.VII.1817 — 2.V.1900]

В Венеции, у Панаева, Айвазовский впервые встретился с Н. В. Гоголем. 

«— Кто это такой? — спросил Айвазовский у Панаева, пораженный оригинальной наружностью гениального писателя.

— Это Гоголь! — ответил Панаев.

— А вы Айвазовский? — спросил Гоголь, услышавший их шепот, и, подойдя к молодому художнику, начал крепко пожимать ему руку.

— Знаете, Иван Константинович, — обратился Панаев к Айвазовскому, — ведь Гоголь ваш горячий поклонник... Когда он любуется вашими картинами, он буквально захлебывается от восторга.

— Не мудрено, брат, захлебнуться, когда он дает в своих картинах такую чудесную воду, — ответил Гоголь».

Гоголь высоко ценил Айвазовского и как человека и как художника и восхищался его картинами

Очень хорошо описал Айвазовский внешность Гоголя:

«Низенький, сухощавый, с весьма длинным заостренным носом, с прядями белокурых волос, часто падавших на маленькие прищуренные глазки, Гоголь выкупал эту неприглядную внешность любезностью, неистощимой веселостью и проблесками своего чудного юмора, которыми искрилась его беседа в приятельском кругу. Появление нового, незнакомого лица, подобно дождевой туче, мгновенно набрасывало тень на сияющее доброй улыбкой лицо Гоголя; он умолкал, хмурился, как-то сокращался, как будто уходил сам в себя.

Эту странность характера замечали в нем все его близкие и знакомые. Со мною, однако же, он довольно скоро сошелся, и я не раз наслаждался его милой беседой. Он, Боткин и Панаев предложили мне ехать с ними во Флоренцию, на что я, разумеется, с удовольствием согласился. Ехали мы в наемной четырехместной коляске, и, каюсь в нашем общем трехе, — дорогой мы играли в преферанс, подмостив экипажные подушки вместо стола. Впрочем, это прозаическое занятие не мешало нам восхищаться красивыми местностями, попадавшимися на дороге». <...>

Вместе с Гоголем Айвазовский уехал во Флоренцию, где встретился с А. А. Ивановым, гениальным русским художником, прибывшим во Флоренцию, чтобы скопировать несколько деревьев с пейзажей Сальватора Розы в связи с работой над картиной «Явление Христа народу». Этим Иванов очень озадачил Айвазовского, который до глубокой старости не мог понять, «зачем ему понадобились на местности берегов Иордана, изображенной на его картине, деревья с пейзажей Сальватора Розы, будто мало их было в окрестностях Рима». Не задерживаясь во Флоренции, Айвазовский поехал дальше, на юг...

В 1842 г. Айвазовский снова встретил Гоголя в Риме и неизменно проводил свои вечера в „келий“ у Гоголя, куда иногда приходили и другие художники: Штернберг, Моллер — друг Гоголя, Иванов

Гоголя все уважали и любили. Он был душой всего этого небольшого кружка. Здесь много говорили об искусстве, толковали о художественных новостях Рима. Постоянным посетителем кружка был и Айвазовский.

Близость Айвазовского в годы пребывания за границей к Иванову и особенно к Гоголю подтверждается тем, что из трех портретов Гоголя, исполненных Ивановым (два маслом и третий — карандашный рисунок), один портрет Иванов подарил Жуковскому, второй — Погодину, а третий — карандашный рисунок — Гоголь «выпросил» у Иванова для того, чтобы подарить его Айвазовскому.

[Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский, 1817–1900. — М.: Искусство, 1962.]

К списку событий

«Серенада солнечной долины» (1939) 26 Июля в 15:00

26 июля 2017 года в 15:00 мы предлагаем вам познакомиться с музыкальным кинофильмом режиссёра Брюса Хамберстоуна 1941 года с участием Сони Хени и знаменитого оркестра Гленна Миллера — «Серенада солнечной долины».