«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

180 лет назад 23 апреля 1835 г. родился русский писатель Николай Герасимович Помяловский [23.IV.1835 — 17.X.1863]

родился русский писатель Николай Герасимович Помяловский [23.IV.1835 — 17.X.1863]

После выхода в свет «Мещанского счастья» (1861 г.) более ощутительным в художественной практике Помяловского становится творчество Гоголя. ...Последняя фраза «Молотова» (1861 г.) — «Эх, господа, что-то скучно...» — почти совпадает с концовкой «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» («Скучно на этом свете, господа!»), очень близка к ней по своему настроению и выполняет ту же функцию. Методами гоголевского гротеска изображены гости на именинах Нади. Стоит вспомнить, например, данное здесь описание играющих в карты и тех чувств, которые волнуют каждого из них. Есть в повести и прямые отзвуки «Мертвых душ». Рассказывая Наде о приятеле Молотова Негодящеве, Череванин сообщает ей следующее: 

Многие рассчитывали на открывшуюся вакансию; но за обедом у губернатора предводитель сказал: „Негодящев — молодой рациональный человек“; правитель сказал, что он — „молодой набожный человек“, а губернаторская тетка, что он — „молодой почтительный человек“. По этим трем приговорам... составилась его карьера

В первой главе «Мертвых душ» читаем: «Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор об нем изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор, что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек; председатель палаты, что он знающий и почтенный человек; полицеймейстер, что он почтенный и любезный человек; жена полицеймейстера, что он любезнейший и обходительнейший человек». Если не непосредственно с Гоголем, то с «натуральной школой», с повестью о бедном чиновнике связан рядом черт рассказ Рогожникова о своем сослуживце Меньшове.

Эти сопоставления не свидетельствуют, конечно, о том, что Помяловский ученически подражал Гоголю. Творчество Гоголя сыграло, как известно, исключительную роль в процессе формирования эстетики революционной демократии. И помимо того, что общий характер творчества Гоголя, с его смелым обличением гнусной николаевской действительности, был близок Помяловскому, у Гоголя он нашел некоторые приемы описания быта и изображения отрицательных персонажей, которые, своеобразно преломившись, стали органическими чертами его собственного стиля.

В «Молотове» Помяловский овладевает мастерством бытописания, которого еще не было в «Мещанском счастье». Но бытописание не ослабило, как это часто бывает, проблемной стороны повести. Наоборот, оно сделало ее более убедительной и конкретно ощутимой для читателя.

С Гоголем и «гоголевским направлением» (т.е. критическим реализмом середины XIX века) были у Помяловского и другие существенные связи

40–50-е годы — эпоха расцвета русского реалистического романа. В эти годы созданы «Мертвые души», «Кто виноват?», «Обыкновенная история», «Обломов», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Тысяча душ» и т. д. Все они характеризуются постановкой широких социальных проблем и наличием больших типических образов. «Мещанское счастье», «Молотов», так же как и неоконченный роман Помяловского «Брат и сестра», входят в этот же ряд. Разумеется, идейный смысл его творчества, проблемы, волновавшие его, его герои, изображенный им быт были иные, чем у авторов перечисленных выше произведений; он нередко отталкивался от некоторых из них, но именно широта охвата жизненных явлений и стремление к их обобщению в типических образах связывают Помяловского с этой столбовой дорогой русской литературы. И не удивительно поэтому, что в первых своих произведениях он испытал на себе воздействие таких мастеров реалистического романа, как Гоголь и Тургенев.

[Ямпольский И. Г. Помяловский // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941–1956.]

К списку событий

«Гагарин. Первый в космосе» (2013) 12 Апреля в 15:00

12 апреля 2017 года в 15:00 в музыкально-театральной гостиной Дома Гоголя состоится показ художественного фильма «Гагарин.