«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

320 лет назад 13 апреля 1695 г. скончался французский баснописец Жан де Лафонтен [8.VII.1621 — 13.IV.1695]

скончался французский баснописец Жан де Лафонтен [8.VII.1621 — 13.IV.1695]

В первой сохранившейся редакции «Мертвых душ», как известно, отсутствует текст 11-й главы. О биографии Чичикова впервые заходит речь в черновых набросках ко второй редакции поэмы. В одном из них (написанном предположительно в конце осени 1840 г.) встречаем следующий фрагмент, не вошедший в окончательный текст (он был вычеркнут карандашом при исправлении третьей редакции осенью 1841 г.): «Владение имуществом имело для него нельзя описать какие приятности. Из всего того, что ему случалось читать, ему больше всего нравилась известная историйка молочницы, несшей кувшин и замечтавшейся о том, что она купит на [это] деньги, вырученные за молоко, как купит сначала маленькую свинку, как выкормит ее и эта свинка сделается свиньей, свинья наведет поросенков, как эти поросенки тоже каждый с своей стороны сделается свиньей и доставят столько деньгами, что можно купить корову и кобылу, и как потом пойдет целый завод лошадей и коров, потом дом на эти купит деньги, потом деревню, там и пошло что далее, то еще лучше. Эта постепенная прогрессия имела для него что<-то> такое утешительное в самых еще ребяческих летах. Но зато он никак равнодушно не мог читать окончания этой истории: когда молочница от радости прыгнула и разбила кувшин — это его тронуло до слез. И никогда, как сам он потом сознавался, ни одна чувствительная драма и трагедия не трогала его так...

По всей видимости, полюбившаяся Чичикову „историйка“, пересказанная здесь Гоголем, — восходит к басне Жана де Лафонтена „Молочница и кувшин с молоком“

В приведенном черновом наброске Гоголь называет эту «иcторийку» известной. В более поздних вариантах текста он подчеркивает: «читанная еще в детстве», «затвердившаяся еще в детстве» историйка. Действительно, басни Лафонтена входили в учебные курсы гимназий и лицеев. В период пребывания Гоголя в Нежинской гимназии пансионерам выделялось полчаса в день с 18:30 до 19:00 часов «для приятнейшего и благородно-шутливого препровождения времени, на чтение Лафонтеновых басен на французском или немецком языках, с помощию изъяснений слов и выражений гувернером». <...>

Басня Лафонтена перекликается с гоголевским текстом и на формальном, и на смысловом уровне. Кумулятивный принцип, лежащий в основе басенного сюжета, использован и в «Мертвых душах» для описания «предприятий» Чичикова, в частности его продвижения по службе: начав с «ничтожного» места, он вскоре добивается «хлебного», с которого переходит на еще более выгодное. По кумулятивной схеме организована также история приобретения мертвых душ.

Очевидна и смысловая связь произведений: затронутая Лафонтеном тема страсти к накоплению имеет основное значение для „Мертвых душ“

Маленький Чичиков увлечен басней именно потому, что она показывает постепенную «прогрессию» имущественного роста. «Катастрофа», обрывающая цепочку воображаемых приобретений молочницы, трогает мальчика до слез. Рассказ об этом переживании, связанном со стремлением «приобресть копейку», — единственный случай передачи чувств ребенка в ранних редакциях. Отметим, что страсть Чичикова к приобретательству изображается в этих вариантах текста как «присущая ему от природы».

Развивается и в «Мертвых душах» и тема построения «воздушных замков», центральная в басне. Так, Чичикову в мечтах мерещатся взыскательные потомки, деревенька под названием «слободка Чичикова», перекличка крепостных-переселенцев и т.д. <...>

Исключив пересказ басни из текста, Гоголь, будто бы взамен, вводит новый пассаж, близкий по структуре и отчасти по тональности, но относящийся к реальному плану повествования, — рассказ о том, как юный Чичиков пытается следовать родительским наставлениям, осуществляя первые в своей жизни «приращения» имущества:

«Из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив, в тот же год уже сделал к ней приращения, показав оборотливость почти необыкновенную: слепил из воску снегиря, выкрасил его и продал очень выгодно. Потом в продолжение некоторого времени пустился на другие спекуляции, именно вот какие: накупивши на рынке съестного, садился в классе возле тех, которые были побогаче, и как только замечал, что товарища начинало тошнить, — признак подступающего голода, — он высовывал ему из-под скамьи будто невзначай угол пряника или булки и, раззадоривши его, брал деньги, соображаяся с аппетитом. Два месяца он провозился у себя на квартире без отдыха около мыши, которую засадил в маленькую деревянную клеточку, и добился наконец до того, что мышь становилась на задние лапки, ложилась и вставала по приказу, и продал потом ее тоже очень выгодно. Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить в другой».

[Виноградская Н. Л. «Известная историйка» (Из реального комментария к «Мертвым душам») / Десятые Гоголевские чтения: сб. докл. М.: Фестпартнер, 2010.]

К списку событий

«Волшебник страны Оз» (1939) 12 Июля в 15:00

12 июля 2017 года в 15:00 мы предлагаем вам познакомиться с американским музыкальным фильмом-сказкой 1939 года производства студии «MGM» — «Волшебник страны Оз».