«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

120 лет назад 5 марта 1895 г. скончался русский писатель Николай Семенович Лесков [16.II.1831 — 5.III.1895]

скончался русский писатель Николай Семенович Лесков [16.II.1831 — 5.III.1895]

Одним из наиболее близких Гоголю по духу русских классиков, бесспорно, является Лесков. По его признанию, он узнавал в Гоголе «родственную душу». Гоголевское художественное наследие было для Лескова живым вдохновляющим ориентиром. Признаваясь в «страсти к Гоголю», Лесков говорил о своей непреходящей увлеченности личностью и творчеством великого русского писателя: 

Гоголь — моя давняя болезнь и завороженность

Без связи с гоголевской традицией невозможно основательно осмыслить и глубоко прочувствовать мир, созданный творческим гением Лескова. <...>

И Гоголь, и Лесков никогда не расставались с Евангелием. «Выше того не выдумать, что уже есть в Евангелии» [Гоголь Н. В. Собр. соч. — М.: Русская книга, 1994.], — говорил Гоголь. Лесков был солидарен с этой гоголевской мыслью и продолжал ее: «В Евангелии есть все, даже то, чего нет» [Лесков Н. С. Новозаветные евреи (рассказы кстати) // Новь. — 1885.]. <...>

Начиная с ранней публицистики, Лесков постоянно обращался к гоголевским темам, сюжетам, мотивам и образам

Это свидетельствует не только о внимательном чтении и обстоятельном знании Лесковым творчества Гоголя, но и об общности мировосприятия обоих художников.

Так, например, Лесков горячо разделял гоголевское убеждение в том, что люди должны осознать свою причастность всеобщему делу усовершенствования общественной жизни, возрождения России. А для этого необходимо осуществление простого правила: каждый должен честно выполнять свое дело на своем месте. В этой связи Лесков неоднократно прибегал к неточной цитации строк из «Ревизора»: «Пусть каждый возьмет в руки по улице... черт возьми, по улице — по метле! И вымели бы всю улицу, что идет к трактиру, и вымели бы чисто!» [Гоголь Н. В. Собр. соч. — М.: Русская книга, 1994.] (перифраза у Лескова: «Пусть каждый берет в руки по метле и метет свою улицу»). <...>

Творчески восприняв идею богатырского служения, Лесков обратился к положительным началам русской жизни и создал для России образы богатырей духа, «иконостас ее святых и праведников» [Горький М. Н. С. Лесков // Собр. соч. — М.: ГИХЛ, 1953.]. <...>

Если Гоголь, по замечанию русской критики уже из другого века, «дал нам неутешное зрелище себя, и заплакал, и зарыдал о нем. И жгучие слезы прошли по сердцу России», и прежде всего — по сердцу самого писателя, то Лесков даровал нам утешение, воплотив заветную гоголевскую мечту создать художественные образы «живых душ», примером собственной жизни реализующих евангельские идеи деятельной любви, добра и милосердия.

[Новикова А. А. Гоголевские традиции в творчестве Н. С. Лескова. // Русская линия, 2009.]

К списку событий

«Большой вальс» (1939) 19 Июля в 15:00

19 июля 2017 года в 15:00 мы предлагаем вам познакомиться с американским музыкальным кинофильмом 1938 года режиссёра Жюльена Дювивье — «Большой вальс».