«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

220 лет назад 15 января 1795 г. родился русский писатель и дипломат Александр Сергеевич Грибоедов [15.I.1795 — 11.II.1829]

родился русский писатель и дипломат Александр Сергеевич Грибоедов [15.I.1795 — 11.II.1829]

Современники Гоголя отчетливо ощущали, что его «Ревизор» вырос из русской сатирической драматургии и является прямым наследником комедии Д. Фонвизина и А. Грибоедова. Однако к 1870-м гг. стало совершенно очевидно, что гоголевская комедия сама оказалась вершиной, на которую не может не ориентироваться отечественный театр. Не случайно В. Одоевский писал: «Я считаю на Руси три трагедии: „Недоросль“, „Горе от ума“, „Ревизор“, на „Банкроте“ я поставил нумер четвертый» [Иванов Ив., А. Н. Островский. Его жизнь и литературная деятельность, СПБ, 1900.]. Уже Пушкин и Белинский понимали, что ни «Недоросль», ни «Горе от ума» не являются комедиями с точки зрения чистоты жанра, но, с другой стороны, этот недостаток извиняло в их глазах то «высшее содержание», которым «подвигнулись» драматурги, создавая свои произведения. <...>

Как известно, Гоголь видел недостатки комедий Фонвизина и Грибоедова, которые, по его мнению, „исполняют плохо сценические условия“

В «Недоросле» хроникальный сюжет сочетался с конфликтом-казусом, в «Горе от ума», которую Гоголь в этом смысле приравнивал к комедии Фонвизина, конфликт-казус сочетался с сюжетом единого действия или концентрическим. Распадение одного драматического мотива на фрагменты сам Грибоедов объяснял близостью к жизни, где все развивается так же, «как в натуре всяких событий, мелких и важных» [Грибоедов А. С. Сочинения / Подгот. текста, предисл. и коммент. В. Орлова. — М.; Л.: Гослитиздат, 1959.]. <...>

Новаторство Гоголя становится очевидным и при анализе любовной интриги, которая, согласно классической традиции, была положена в основу комедий Фонвизина и Грибоедова и, по мнению Белинского, мешала реализации их общественного назначения. В «Ревизоре» любовная интрига пародируется, писатель сводит ее к нескольким сценам, где и дочь, и мать готовы стать возлюбленными Хлестакова. <...>

В „Ревизоре“ выражено и особое отношение Гоголя к второстепенным персонажам

Если в комедии Фонвизина из 15 действующих лиц к второстепенным можно отнести 6, в «Горе от ума» из 18 — 12, причем Грибоедовым переосмысливается их функция, и они включаются в общее действие, то в комедии Гоголя все 25 действующих лиц становятся непосредственными участниками событий.

[Андрущенко Е. А. «Ревизор» Н. В. Гоголя и русская сатирическая комедия XIX в. // Н. В. Гоголь и его литературное окружение. Восьмые Гоголевские чтения: [Сб. докладов], М., Фестпартнер, 2008.]

К списку событий

«Понятие "естественности" в японской культуре» 16 Мая в 19:00

В музыкально-театральной гостиной «Дома Гоголя» 16 мая в 19:00 состоится лекция известного российского японоведа, доцента кафедры филологии Института стран Азии и Африки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктора Петровича Мазурика.