«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

215 лет назад 23 декабря 1799 г. родился русский художник Карл Павлович Брюллов [23.XII.1799 — 23.VI.1852]

родился русский художник Карл Павлович Брюллов [23.XII.1799 — 23.VI.1852]

Николай Васильевич Гоголь является автором статьи о картине Брюллова «Последний день Помпеи». В переработанном виде статья вошла в сборник сочинений «Арабески». Гоголь писал:

Картина Брюлова — одно из ярких явлений 19 века. Это — светлое воскресение живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии
Картина Брюлова может назваться полным, всемирным созданием. В ней все заключилось
Брюлов первый из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства

«Видимое отличие, или манера Брюлова уже представляет тоже совершенно оригинальный, совершенно особенный шаг. В его картинах целое море блеска. Это его характер. Тени его резки, сильны, но в общей массе тонут и исчезают в свете. Они у него так же, как в природе — незаметны. Кисть его можно назвать сверкающею, прозрачною. Выпуклость прекрасного тела у него как будто просвечивает и кажется фарфоровою; свет, обливая его сиянием, вместе проникает его. Свет у него так нежен, что кажется фосфорическим. Самая тень кажется у него как будто прозрачною и при всей крепости дышит какою-то чистою, тонкою нежностию и поэзией. <...>

Но главный признак и что выше всего в Брюлове, так это необыкновенная многосторонность и обширность гения. Он ничем не пренебрегает: все у него, начиная от общей мысли и главных фигур до последнего камня на мостовой, живо и свежо. Он силится обхватить все предметы и на всех разлить могучую печать своего таланта. Обыкновенно художник прежних времен всегда почти избирал себе какую-нибудь одну сторону и в нее погружал весь талант свой, развивавшийся оттого в необыкновенном и каком-то отвлеченном величии. Рафаэль обыкновенно писал одни только лица, одно развитие на них небесных страстей и помышлений, все прочее, даже одежду, бросал он доделывать ученикам своим. Все другие великие художники, настроенные высокостью религиозною или высокостью страстей, небрегли об окружающем и второстепенном в их картинах. У них небо является всегда бурое; облака похожи более на копны сена или на гранитные массы; дерево или детски однообразно своею правильностью, или негармонически-безобразно своею неправильностью. Но у Брюлова, напротив, все предметы от великих до малых для него драгоценны. Он силится схватить природу исполинскими объятиями и сжимает ее с страстью любовника».

[Гоголь Н. В. Последний день Помпеи // Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: [В 14 т.] / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937–1952. — Т. 8. Статьи. — 1952. — С. 107–114.]

«В последних числах мая [1836 г. — Прим.] отправился Гоголь повидаться с Брюлловым. Брюллов, склонив голову, напряженно слушает гостя, потом говорит, что и его пугает петербургский климат, вот уже успел простудиться, должно быть, грудь надуло, что и для него крутой поворот в судьбе не прост, — надо впрямь заново обдумать свои намерения, обдумать непринужденно, не испытывая давления ни чужой воли, ни сегодняшних обстоятельств. Зрачки его между тем ширятся, на листе желтой бумаги из альбома быстро, как бы для памяти, набрасывает он профиль; Гоголь издали, со своего места, с любопытством, остро взглядывает на рисунок и, боясь прервать работу, делает вид, что не замечает его...

Быстрый карандашный рисунок, сделанный Брюлловым, — последний портрет „молодого“ Гоголя: скоро он отпустит усы, длинные волосы, станет внешне тем Гоголем, который с малолетства безошибочно знаком каждому

Но Брюллов нарисовал Гоголя, у которого „Ревизор“ уже позади, — трагического и вдохновенного, углубленного в свои думы и залетевшего в помыслах далеко вперед. „Львиную силу чувствую в душе своей и заметно слышу переход свой из детства, проведенного в школьных занятиях, в юношеский возраст“, — писал Гоголь Жуковскому, едва отправился в странствие. Гоголь этого переломного времени остался жить в наброске Брюллова».

[Порудоминский В. Брюллов — М.: Молодая гвардия, 1979. — (Жизнь замечательных людей.)]

К списку событий

«„Мертвые души“: как читать поэму Николая Гоголя» 15 Ноября в 19:00

Лекторий «Живое общение».