Департамент культуры города Москвы
«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

155 лет назад 13 сентября 1859 г. скончался русский писатель и литературный критик Фаддей Венедиктович Булгарин [5.VII.1789 — 13.IX.1859]

скончался русский писатель и литературный критик Фаддей Венедиктович Булгарин [5.VII.1789 — 13.IX.1859]

В конце 20-х — начале 30-х годов ХІХ века Булгарин и Гоголь почти одновременно обратились к освещению украинской темы: первый — в жанре исторического романа, второй — в жанре повести. Булгарин описал запорожцев и Запорожскую Сечь в романе «Димитрий Самозванец» (1829 — 1830), а Гоголь в первом сборнике «украинских» повестей продемонстрировал стремление к этнографической точности в изображении быта, обычаев и нравов украинского казачества. <...>

В 1833 году литературные пути Булгарина и Гоголя снова пересеклись, так как они начали работу над произведениями, в которых украинская тема и казацкий характер играют ключевую роль (речь идет о булгаринском романе «Мазепа» (1833) и гоголевской повести «Тарас Бульба» (1835, 1842). <...>

Однако, несмотря на обилие интертекстуальных и типологических связей, авторское отношение к изображаемым картинам в повести Гоголя и романе Булгарина сильно отличается

В «Димитрии Самозванце» оно отстраненное: подвергая объект всестороннему освещению, автор дает возможность читателю стать на ту или иную точку зрения. Гоголь в «Тарасе Бульбе» не скрывает заинтересованности повествователя, точнее — неперсонифицированного рассказчика, проявлений его симпатии и даже восторга по отношению к героике недавнего прошлого. <...>

В целом и Булгарин, и Гоголь передают антипольские и антисемитские настроения в казацкой среде. Так, в романе «Мазепа» цель, которую преследуют казаки во главе с полковником, представлена в виде афоризма: «куколь из пшеницы выбирать», что означало — «жидов и ляхов резать». Данная мысль повторяется несколько раз как девиз, подчеркивая жестокость того бранного времени.

Опыт Булгарина был учтен Гоголем

В работах Н. Н. Акимовой и В. Я. Звиняцковского отмечался факт ученичества Гоголя у Булгарина. Так, В. Я. Звиняцковский писал о том, что булгаринская схема казацких эпизодов романа «Димитрий Самозванец» «не одним кирпичиком легла в фундамент гоголевской повести». Замечание справедливое, и анализ текстов подтверждает высказанное наблюдение. Отношение Гоголя к опыту Булгарина, к тому, что и как он писал об Украине и украинских казаках, вначале напоминало притяжение, затем отталкивание, которое постепенно переросли в открытую полемику. Например, в письме к Данилевскому от 8 февраля 1833 года Гоголь пишет: «Поздравляю тебя с новым земляком — приобретением нашей родине. Это Фадей Бенедиктович Булгарин. Вообрази себе, уже печатает малороссийский роман под названием „Мазепа“. Пришлось и нам терпеть».

Между казацким дискурсом в произведениях Булгарина и Гоголя существует много общего. Типологическую общность между произведениями можно объяснить общностью источников, которыми пользовались писатели. Однако еще больше между ними различного. В прозе Гоголя, даже в ранней, отсутствует свойственный романам Булгарина мелодраматизм. В повести «Тарас Бульба» и шире — в ранней прозе — писатель воспел казацкую волю и казацкую свободу, показал казаков как защитников своего народа. <...>

Несмотря на сходство отдельных мотивов и образов в рассматриваемых произведениях, место и значение казацкой темы в творчестве Ф. Булгарина и Н. Гоголя практически несопоставимы

Так, рассматривая роман Булгарина «Димитрий Самозванец», мы можем говорить о казацком дискурсе в данном произведении. У Гоголя это не просто дискурс, это одна из ключевых тем его раннего творчества. Именно у Гоголя казацкая тема нашла наиболее полное и талантливое воплощение. Кроме того, у Гоголя и Булгарина украинское казачество отражено в разных типах повествования. В гоголевском «Тарасе Бульбе» наблюдаем художественную реализацию такой модели исторической прозы, которая была разработана в творчестве В. Скотта, в соответствии с которой на первом плане — вымышленные персонажи. В романах Булгарина, наоборот, на первом плане — исторические персонажи.

[Мацапура В. И. Украинское казачество в изображении Ф. В. Булгарина и Н. В. Гоголя (типологический аспект) // Н. В. Гоголь и традиционная славянская культура: Двенадцатые Гоголевские чтения: Материалы докладов и сообщений Международной конференции. — Новосибирск: Новосиб. изд. дом, 2012.]

К списку событий

«Уйти нельзя остаться. Эмоциональная зависимость» 25 Ноября в 12:00

Цикл лекций «Психология отношений».