«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

245 лет назад 9 сентября 1769 г. родился украинский писатель Иван Петрович Котляревский [9.IX.1769 — 10.XI.1838]

родился украинский писатель Иван Петрович Котляревский [9.IX.1769 — 10.XI.1838]

Среди разнообразных источников, которые повлияли на творчество раннего Гоголя и способствовали его литературному становлению, следует отметить также творчество И. П. Котляревского.

1809 год — год рождения Н. Гоголя был ознаменован в украинской культуре примечательным событием. В этом году в Петербурге вышло в свет третье издание «Энеиды» Котляревского в четырех частях, подготовленное к печати самим автором, исправленное и дополненное по сравнению с предыдущими изданиями. Когда Гоголь учился в Полтавском поветовом училище (1818 — 1819 гг.), Котляревский был одним из директоров Полтавского театра (на этой должности он находился в период с 1818 по 1821 гг.). В 1819 году на сцене Полтавского театра впервые были поставлены пьесы Котляревского — «Наталка Полтавка» и «Москаль-чарівник».

Гоголь с детских лет знал и любил творчество своего знаменитого земляка. 

В его подручной энциклопедии, которая имела название «Книга всякой всячины», в разделе под названием «Эпиграфы» выписано 22 (!) эпиграфа из «Энеиды» Котляревского

Проанализировав эти эпиграфы, В. В. Гиппиус обратил внимание на то, что они связаны между собой, и пришел к выводу, что Гоголь задумал сюжет комической бытовой повести, литературным фоном для которой была «Энеида» Котляревского. <...>

Когда Гоголь приехал в северную столицу, он сообщил в письме к матери от 30 апреля 1830 года: «здесь так занимает всех все малороссийское». Есть все основания считать, что при этом он имел в виду, кроме других источников, и творчество своего земляка.

Котляревский в своей бурлескно-травестийной поэме превратил троянцев из «Энеиды» Вергилия в украинских казаков, а греко-римских богов — в украинских панов. Традиция травестии, как отмечает Д. Чижевский, заключается в том, что ее авторы изменяют определенную историческую и национальную окраску произведения, заменяя ее другой. Н. Гоголь, продолжая традиции Котляревского, делает героями первых своих произведений украинских казаков, украинских панков, украинских девушек и т. д. Он одевает их в украинские костюмы, описывает народные обычаи, народный быт и т. д. Элементы бурлеска, распространенные в «Энеиде» Котляревского, встречаются во многих произведениях начинающего писателя.

Идейно-эстетическая близость творчества Котляревского и раннего Гоголя заключается в природе смеха в «Энеиде» и «Вечерах на хуторе близ Диканьки». 

Смех и Котляревского, и Гоголя органично связан с народной смеховой культурой. Ему свойственно сочетание высокого и низкого, комического и серьезного, обыденного и героического

Выводы М. М. Бахтина о том, что в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» звучит «чистый народно-праздничный смех», который имеет амбивалентный характер, можно распространить и на «Энеиду» Котляревского. Смех и Котляревского, и Гоголя связан с эстетикой бурлеска. Между писателями существует типологическая близость, которая объясняется их интересом к украинскому быту и особенностям его изображения. И в «Энеиде», и в «Вечерах» большую роль играет культ еды и питья. Тексты и одного и другого произведения пестрят названиями блюд и напитков, что в значительной степени конкретизирует представления о жизни украинского этноса.

У Н. Гоголя и И. Котляревского заметна также определенная близость в отношении к слову. Слово у автора «Энеиды», по определению Д. Чижевского, является материалом для «мовних іграшок», то есть, материалом для словесной игры. Игра словесным материалом наблюдается и у автора «Вечеров», но Гоголь «играет» по своим правилам, он обращается со словом иначе, чем Котляревский.

Известно, что из 22 эпиграфов, выписанных из «Энеиды» Котляревского, Гоголь воспользовался только тремя. Он вписал их в 3, 4 и 8 разделы повести «Сорочинская ярмарка»

Все эпиграфы тесно связаны с основным содержанием разделов, что является прямым доказательством сюжетных перекличек между указанными произведениями.

[Мацапура В. И. Полтавский «след» в украинских повестях Н. В. Гоголя (о влиянии В. А. Гоголя и И. П. Котляревского на творчество писателя) // Н. В. Гоголь в современном культурном пространстве: Шестые Гоголевские чтения: Материалы докладов и сообщений Международной конференции. — М.: Книжный дом «Университет», 2007.]

К списку событий

«Будущее планеты: Жизнь после людей» (2009) 15 Апреля в 18:30

15 апреля 2017 года в 18:30 в музыкально-театральной гостиной Дома Гоголя состоится показ научно-популярного фильма «Будущее планеты: Жизнь после людей», приуроченный ко Дню экологических знаний.