«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

265 лет назад 28 августа 1749 г. родился немецкий поэт и государственный деятель Иоганн Вольфганг фон Гете [28.VIII.1749 — 22.III.1832]

родился немецкий поэт и государственный деятель Иоганн Вольфганг фон Гете [28.VIII.1749 — 22.III.1832]

«Старосветские помещики» Гоголя и «Герман и Доротея» Гете, произведения, столь несходные по жанру и сюжету, имеют важнейшую точку соприкосновения: и в том, и в другом доминирует идиллический тип художественного завершения. Идиллическое в искусстве и литературе представляет собой «радостную растроганность мирным, устойчивым и гармоничным сложением жизни, где находят себе место спокойное семейное бытие и счастливая любовь, единение человека с природой, егоживой, творческий труд» (В. Е.  Хализев).

То, что идиллический момент в той или иной мере присущ повести «Старосветские помещики», остро чувствовали уже современники Гоголя. Как известно, еще А. С. Пушкин отзывался о «Старосветских помещиках» как о «шутливой, трогательной идиллии», которая «заставляет вас смеяться сквозь слезы грусти и умиления». Именно в этом смысле следует, видимо, понимать слова Н. В. Станкевича о повести: «Как здесь схвачено чувство человеческого в пустой, ничтожной жизни!». <...>

Что касается «Германа и Доротеи», то, хотя это и не совсем идиллия, однако Гете в одном из писем к Шиллеру назвал это произведение «городской идиллией». Герхард Кайзер определил ее как идиллию, выросшую в большую эпическую форму...

Как старосветские помещики радушно принимают гостей из большого мира и угощают их, так и герои «Германа и Доротеи» охотно принимают беженцев и помогают им. Идиллическое единение как гоголевских, так и гетевских героев со своей человечностью достигается за счет ослабления индивидуального в личном. Невозможным оказывается раздельное существование Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны. И гетевские герои думают о браке даже в очень тяжелое время: родители Германа поженились в пору большого несчастья, когда пожар сжег весь их маленький провинциальный городок. Их брак был ответом на стихийное бедствие, а созданное ими богатство — материальным воплощением гармонии, царившей в их отношениях. И сам Герман, как и его родители, стремится начать свою семейную жизнь в тот момент, когда активизируются и побеждают силы хаоса. Как пишет Е. П. Зыкова, «в этом поддержании семейной традиции заключен важный для Гете момент. Поэт прекрасно понимает, что созданное трудом этой семьи богатство хрупко и уязвимо: любой пожар, любая война легко сметут его с лица земли. Но жизнестойкость людей, создавших это богатство, останется, и они, если будут живы, снова воспроизведут его, поскольку жизнь без труда, без этой организации культурного пространства вокруг себя для них немыслима». <...>

В чем же причина гибели гоголевской идиллии и жизнестойкости гетевской? Скорее всего причина эта заключается в том, что Гоголь и Гете, используя при создании своих произведений идиллический строй художественности, руководствовались, вероятно, различными целевыми установками

Ведь не случайно «Старосветские помещики» и «Герман и Доротея» получили разное жанровое воплощение.

[Лебедев А. В. Идиллическое в повести «Старосветские помещики» Н. В. Гоголя и поэме «Герман и Доротея» И. В. Гете // Материалы секции «Филология» XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». — 2009.]

К списку событий

«Девушка без адреса» (1957) 01 Ноября в 15:00

Кинолекторий «К 90-летию Эльдара Рязанова».