«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

120 лет назад 9 августа 1894 г. родился русский и советский писатель Михаил Михайлович Зощенко [9.VIII.1894 — 22.VII.1958]

родился русский и советский писатель Михаил Михайлович Зощенко [9.VIII.1894 — 22.VII.1958]

Говоря о русской сатире, ее онтологических особенностях, нельзя не задуматься над тем творческим кризисом, который настиг крупнейших ее представителей — Гоголя и Зощенко. Как известно, их сатирическое творчество было прервано в зените, остановлено в самой высокой точке. Именно сатира стала жертвой кризиса, в то время как сам творческий процесс еще продолжался (у Зощенко — около двух десятилетий).

Эта драма определила путь обоих писателей: у Гоголя — путь от первого тома «Мертвых душ» к сожжению тома второго; у Зощенко — от сатирических рассказов 20-х годов к морализаторству в «Возвращенной молодости», «Рассказах о Ленине» и других произведениях 30-х годов. <...>

Исследуя этот феномен, начнем с упорного отказа обоих писателей признать себя юмористами. Говоря о своих ранних произведениях, которые он не ценил, Гоголь особо подчеркивал, что вовсе не заботился о том, «зачем это, для чего и кому от этого выйдет какая польза». Зощенко тоже с неизменной настойчивостью повторял, что считать его рассказы юмористическими «не совсем правильно». 

Под юмористическими, — объяснял он, — мы понимаем рассказы, написанные ради того, чтобы посмешить, это складывалось помимо меня — это особенность моей работы

Как мы видим, оба писателя считали юмор чем-то несерьезным, «шутками», как говорил Гоголь. Так же важно, как оба писателя определяли центр своих интересов — художественных и этических: это «человек и душа вообще, ее законы» (Гоголь), «некоторые недостатки человека» (Зощенко). Однако из их же высказываний становится ясно, что этот объект (душа человека) довольно рано стал им обоим казаться недостаточно серьезным. Вдумавшись в брошенные мимоходом слова Гоголя, мы поймем, насколько масштабны были его амбиции: он мечтал о «службе» для «общего добра». Так как, полагал он, мир находится «в дороге», то ему как писателю важно, чтобы «мысль о строении как себя, так и других сделалась общей». «Это желанное состояние, — писал он, — ищется всеми <...> никто не хочет читать другие книги, кроме той, где может содержаться хотя намек на эти вопросы».

Сходные стремления мы находим у Зощенко. Революция должна была, по его предположению, привести к духовному, нравственному обновлению человека, и он, писатель, хотел бы играть роль деятельного «посредника в хороших делах». «Польза», «служба», «общая забота», «посредничество» — все это у обоих писателей было проявлением понимания литературы как жизнетворчества. <...>

Прошедшее сквозь всю жизнь писателя сходство с эволюцией Гоголя ощутимо дает себя знать и в последний период. Настаивая на возможном падении человека, Зощенко, судя по произведениям 30–40-х годов, повестям «Возвращенная молодость», «Перед восходом солнца», в качестве модели исследования использовал и себя. Пережив революцию, он по себе знал и чувство страха перед «случаем», и ощущение «шаткости» и «какого-то хитрого подвоха в жизни», и несовпадение человека с самим собой, и «леность» сознания, не сумевшего преодолеть жуткую правду реальной жизни. 

Свое личное несовпадение с окружающей жизнью, гложущую его невозможность слияния с нею он возводил к самому себе и в себе же пытался найти причины, как он говорил, своей мрачности

Он так же серьезно, как Гоголь, относился к своему предназначению. В повести «Перед восходом солнца», подобно Гоголю, хотя и в форме фрейдистской фразеологии, по-советски понятой, он пробовал изгнать из себя бесов; дабы очиститься, как и Гоголь, он выставлял эту работу напоказ с целью дать пример слабым и мятущимся. Идея учительства была для него, как и для Гоголя, экзистенциальной силой. Как бы они ни разнились, очевидно одно: оба писателя хотели непосредственно влиять на общество, преодолевая, как им казалось, рамки художественной условности.

[Белая, Г. Русская прививка к мировой сатире (Гоголь и Зощенко) / Г. Белая // Первое сентября — Литература. — 2001. — № 9.]

К списку событий

«Девятый вал» 28 Июля в 15:00

28 июля 2017 года в 15:00 в музыкально-театральной гостиной «Дома Гоголя» состоится лекция «Девятый вал», посвященная сразу двум знаменательным событиям: Дню военно-морского флота и 200-летию Ивана Константиновича Айвазовского.