Департамент культуры города Москвы
«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

140 лет назад 18 марта 1874 г. родился русский религиозный философ Николай Александрович Бердяев [18.III.1874 — 23.III.1848]

родился русский религиозный философ Николай Александрович Бердяев [18.III.1874 — 23.III.1848]

«Гоголь принадлежит к самым загадочным русским писателям и еще мало сделано для его познания. Он загадочнее Достоевского. <...> Гоголь — единственный русский писатель, в котором было чувство магизма, — он художественно передает действие темных, злых магических сил... „Страшная месть“ насыщена таким магизмом. Но в более прикрытых формах есть этот магизм и в «Мертвых душах» и в „Ревизоре“. 

У Гоголя было совершенно исключительное по силе чувство зла. <...> Гоголю не дано было увидеть образов добра и художественно передать их. В этом была его трагедия

И он сам испугался своего исключительного видения образов зла и уродства. Но то, что было его духовным калечеством, то породило и всю остроту его художества зла. <...>

Странное и загадочное творчество Гоголя не может быть отнесено к разряду общественной сатиры, изобличающей временные и преходящие пороки и грехи дореформенного русского общества. Мертвые души не имеют обязательной и неразрывной связи с крепостным бытом и ревизор — с дореформенным чиновничеством. 

И сейчас после всех реформ и революций Россия полна мертвыми душами и ревизорами, и гоголевские образы не умерли, не отошли в прошлое, как образы Тургенева или Гончарова 

Художественные приемы Гоголя, которые менее всего могут быть названы реалистическими и представляют своеобразный эксперимент, расчленяющий и распластовывающий органически-целостную действительность, раскрывают что-то очень существенное для России и для русского человека, какие-то духовные болезни, неизлечимые никакими внешними общественными реформами и революциями. <...>

Гоголь как художник предвосхитил новейшие аналитические течения в искусстве, обнаружившиеся в связи с кризисом искусства. Он предваряет искусство А. Белого и Пикассо. В нем были уже те восприятия действительности, которые привели к кубизму. В художестве его есть уже кубистическое расчленение живого бытия. Гоголь видел уже тех чудовищ, которые позже художественно увидел Пикассо. Но Гоголь ввел в обман, так как прикрыл смехом свое демоническое созерцание. <...> У Гоголя нет человеческих образов, а есть лишь морды и рожи, лишь чудовища, подобные складным чудовищам кубизма. <...> Гоголь не в силах был дать положительных человеческих образов и очень страдал от этого. Он мучительно искал образ человека и не находил его. Со всех сторон обступали его безобразные и нечеловеческие чудовища. В этом была его трагедия. Он верил в человека, искал красоты человека и не находил его в России. <...>

В вечно-гоголевской России переплетается и смешивается трагическое и комическое

Комическое является результатом смешения и подмены. Это смешение и переплетение трагического и комического есть и в русской революции. Она вся основана на смешении и подмене, и потому в ней многое имеет природу комедии. Русская революция есть трагикомедия. Это — финал гоголевской эпопеи».

[Бердяев Н. А. Гоголь в русской революции. // Из глyбины. Cбopник cтaтeй o pyccкoй peвoлюции. M., — Пг., 1918.]

К списку событий

«Во что верят японцы?» 23 Ноября в 18:30

Культурно-просветительский проект «Япония далекая и близкая».