«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

170 лет назад 18 марта 1844 г. родился русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков [18.III.1844 — 21.VI.1908]

родился русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков [18.III.1844 — 21.VI.1908]

«„Майская ночь“ Римского-Корсакова передает поэтическую картину народной жизни. Отсюда большое значение хорового и игрового действа. „Все хоровые песни оперы моей, — писал Римский-Корсаков, — имеют обрядовый оттенок или игровой...“ [Н. Римский-Корсаков. Летопись моей музыкальной жизни. М., 1935.]. Римский-Корсаков, используя фабулу Гоголя, строит музыкальную драматургию оперы на сочетании мира реального с миром фантастическим: они не противопоставлены один другому, но взаимно связаны. <...> Римский-Корсаков придал своему произведению лирически-песенный характер. Отсюда главенство певучей мелодии и большая выразительность речитативов. <...>

Римский-Корсаков, создавая либретто, держался „в точности сюжета Гоголя“, „поскольку возможно сохраняя разговорный текст, имевшийся в изобилии в его повести“ [Там же.]. <...>

Римский-Корсаков использовал в „Майской ночи“ мелодику и ритмику украинской народной песни. <...>

„Ночь перед рождеством“ была задумана и осуществлена композитором как произведение, рисующее образы гоголевских персонажей в тесном и неразрывном единстве с окружающим миром. <...> Римский-Корсаков стремился охватить в своей опере содержание гоголевской повести во всем его многообразии... 

Оперу мою зовут “Ночь перед рождеством», — сообщал композитор в неопубликованном письме к Глазунову, — прошу заметить: не “Черевички”, как у Чайковского, и не “Кузнец Вакула”, как у Соловьева, а именно “Ночь перед рождеством”

[Рукописный отдел Гос. публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Архив А. К. Глазунова.]. <...>

„Ночь перед рождеством“ Римского-Корсакова — произведение ярко народное, опирающееся на украинские народные песни — по преимуществу колядки. <...>

Картины природы и прежде всего звездного неба в „Ночи перед рождеством — не самодовлеющие музыкальные изображения, а образы стихии, неразрывно связанной с человеком. <...> Опера завершается торжественным, ликующим гимном в честь Гоголя, гимном, который, по мысли композитора, исполняют представители разных народов Российской империи. Торжественной песне должны вторить гусляры, бандуристы и зурначи. Этим финалом Римский-Корсаков хотел подчеркнуть всенародное значение творчества Гоголя.

Судьба оперы Римского-Корсакова при жизни композитора сложилась печально

На генеральной репетиции „Ночи перед рождеством» великие князья Владимир и Михаил возмутились тем, что „бабка“ их, Екатерина II, появляется на подмостках театра вместе с чертом, возмутились декорацией, изображавшей Петропавловскую крепость (усыпальницу царей дома Романовых) и „кощунственной“ сценой с дьяком, пристающим к Солохе. В дело вмешался Николай II; выход на сцену царицы, ранее разрешенный им, был заменен теперь выходом светлейшего, что, по ироническому замечанию Римского-Корсакова, выставило в дурацком виде самих высочайших цензоров, так как „Потемкин оказывался хозяином в гардеробе царицы“.

Композитор говорил Ястребцеву: „Уж право <...> было бы лучше, если бы одновременно с моей оперой запретили и все сочинения Гоголя. Не было бы по крайней мере соблазна писать на его сюжеты“ [В. Ястребцев. Мои воспоминания о Римском-Корсакове (рукопись). Архив Н. А. Римского-Корсакова. — Институт театра и музыки (Ленинград).].

Рептильная печать принялась травить оперу. Многие рецензии носили характер прямого доноса».

[Гозенпуд А. Гоголь в музыке // Пушкин. Лермонтов. Гоголь / АН СССР. Отд-ние лит. и яз. — М.: Изд-во АН СССР, 1952. — С. 893–924. — (Лит. наследство; Т. 58).]

К списку событий

«Леди Гамильтон» (1941) 11 Октября в 15:00

Киносреды в «Доме Гоголя».