«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

145 лет назад 11 марта 1869 г. скончался русский писатель Владимир Федорович Одоевский [13.VIII.1803 — 11.III.1869]

скончался русский писатель Владимир Федорович Одоевский [13.VIII.1803 — 11.III.1869]

Гоголя и Одоевского «...связывали творческие и дружеские отношения. Познакомились они в музыкально-литературном салоне Владимира Федоровича в период его жизни в Петербурге. <...>

Н. В. Гоголь был радушно принят в пушкинском кругу. Там же он встречался и еще больше подружился с В. Ф. Одоевским, который первым по достоинству оценил талант молодого писателя. В письме к А. И. Кошелеву в 1831 г. он пишет: 

“Вечера на хуторе” — малороссийские народные сказки. Они, говорят, написаны молодым человеком, по имени “Гоголем”, в котором я предвижу большой талант: ты не можешь себе представить, как его повести выше и по вымыслу, и по рассказу, и по слогу всего того, что доныне издавали под названием Русских романов

[Письмо В. Ф. Одоевского А. И. Кошелеву от 23 сент. 1831 г. // Труды кафедры рус. литературы Львовск. ун-та. — Вып. 2. — Львов, 1958.]. 

Владимиру Федоровичу очень нравилось умение Н. В. Гоголя передать язык простого народа. При этом в качестве примера он цитировал повесть „Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем“. <...>

Во время работы над „Пестрыми сказками“ (1833) Владимир Федорович все теснее сближается с Н. В. Гоголем, который принимает активное участие в издании книги. Именно в это время и сам Н. В. Гоголь делает первые наброски своего „Носа“, идея которого „спровоцирована“ „Сказкой о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем“ В. Ф. Одоевского, начинавшейся словами: „Марта 25 числа случилось в Петербурге необыкновенно-странное происшествие“... [Одоевский В. Ф. Повести и рассказы / В. Ф. Одоевский. — М., 1959.]. <...>

Насколько высоко Владимир Федорович оценил повесть „Ревизор“, можно судить по следующему его высказыванию: 

Русская литература оказала правительству и публике четыре услуги, а именно: “Недоросль”, “Ябеда”, “Горе от ума” и “Ревизор”

[ОР РНБ. Ф. 539. Оп. 1. Пер. 55. Л. 179.].

В произведениях В. Ф. Одоевского и Н. В. Гоголя часто встречаются общие мотивы. Тема сумасшествия выкристаллизовалась в циклах „Дом сумасшедших“ В. Ф. Одоевского и „Записки сумасшедшего“ Н. В. Гоголя.

По мнению В. И. Сахарова, гоголевский замысел „Записки сумасшедшего музыканта“, из которого возникли „Записки сумасшедшего“, исследователи справедливо характеризуют как „полный сочувствия отклик“ на идею „Дома сумасшедших“ Одоевского [Сахаров В. И. Романтики и реалисты // Подъем. — Воронеж, 1984. — № 6. — С. 119–123; Гоголь и В. Ф. Одоевский: (по новым материалам) // Гоголь и литература народов Советского Союза. — Ереван, 1986.]. М. Турьян в своей книге, посвященной В. Ф. Одоевскому, пишет: „Философская фантастика, обобщенно-философские обличения Одоевского обретают в произведениях его младшего друга не только своеобразное развитие и яркую художественную плоть, но и конкретное место обитания — современный Петербург“ [Турьян М. А. Странная моя судьба: о жизни Владимира Федоровича Одоевского / М. А. Турьян. — М., 1991.]. Выведенный в „Сегелиеле“ идеальный тип бюрократа был развит Н. В. Гоголем и появился во второй части „Мертвых душ“. П. Н. Сакулин отмечает еще одну точку соприкосновения В. Ф. Одоевского и Н. В. Гоголя в их журналистских статьях, появившихся в 1836 году. Имеются в виду статьи „О вражде к просвещению“ и „Как пишутся у нас романы“ В. Ф. Одоевского и „О движении журнальной литературы“ Н. В. Гоголя, опубликованные в журнале „Современник“ в 1834–1835 гг. [Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский. Мыслитель — писатель. — М., 1913. — Т. 1, ч. 2.]».

[Вишневская Е. Э. В. Ф. Одоевский и Н. В. Гоголь: история одного автографа. // Журнал «Библиотековедение», № 6, 2009.]

К списку событий

«Во что верят японцы?» 23 Ноября в 18:30

Культурно-просветительский проект «Япония далекая и близкая».