«Отражения Константина Сомова»

О Событии

К 150-летию со дня рождения художника

Он насквозь художник, его искусство —
настоящий драгоценнейший алмаз,
быть может, и не особенно крупный,
но чистейшей воды

А.Н. Бенуа

30 ноября 2019 года исполняется 150-лет со дня рождения русского художника. Константина Сомова.

Творчество одного из основателей общества «Мир искусства» было замечено с первых его шагов на профессиональном поприще. Его работы высоко ценили коллеги по цеху Александр Бенуа, Валентин Серов, философ Василий Розанов называл его гениальным художником. Разве что знаменитый критик Владимир Стасов видел в творчестве Сомова одну из угроз национальной культуре. После того как в начале 1920-х Сомов уехал за границу, на Родине его имя долгие десятилетия было вычеркнуто из истории отечественного искусства. И только в годы оттепели о Сомове вновь заговорили, его картины стали выставляться, а в 1969 году, к 100-летнему юбилею художника, в Русском музее состоялась его первая персональная выставка

Константин Сомов родился в Петербурге в дворянской семье. Его отец был хранителем коллекций Императорского Эрмитажа, мать — музыкантом. В доме висели работы Франческо Гварди, малых голландцев, Павла Федотова, Карла Брюллова. Сомов рано проявил тягу к художеству, посещал воскресные классы рисовальной школы Общества поощрения художников. Окончил Императорскую академию художеств, в 1893–1894 годах посещал мастерскую Ильи Репина, где одновременно с ним учились Игорь Грабарь, Филипп Малявин, Анна Остроумова. В 1897–1898 годах жил в Париже и занимался в Академии Коларосси. А в начале 1900-х Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства».

Часто его творчество сравнивали с русской классикой, с гоголевским «смехом сквозь слезы»

Воспоминания А. П. Остроумовой—Лебедевой о художнике: «Он был...образцом большого мастера, который обладая огромным талантом, считал необходимым очень упорно работать..., добиваясь совершенства техники и наиболее выразительной передачи своих внутренних переживаний».

С 1914 года он уже член Императорской академии художеств, а с 1919-го— профессор Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских. В 1923 году Сомов выехал в Америку в качестве уполномоченного «Русской выставки». В Россию он не вернулся, поселившись с 1925 года во Франции. Похоронен на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Сомов особо славится своей книжной графикой, иллюстрациями к Пушкину и Гоголю. Увлеченный XVIII столетием, он создал ряд живописных и графических работ, посвященных Галантному веку, самая известная из которых — фривольная «Книга маркизы», в которую художник подобрал даже тексты на французском языке.

Поделиться
Книги
Яндекс.Метрика