Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»
Книжно-иллюстративная выставка →

«Русский театр XIX века. Н.В. Гоголь»

20.03.2019 15:00

«Русский театр XIX века. Н.В. Гоголь»

Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь,…
Это такая кафедра,
с которой можно много сказать миру добра
Н.В. Гоголь

Театр. Он постоянно привлекал к себе Николая Васильевича Гоголя. И, обретя известность своими повестями, активно и дружески поддержанными Пушкиным, Гоголь начал писать о театре и для театра. В середине 1830-х годов появились его статьи об искусстве, опубликованные под псевдонимом в пушкинском «Современнике», по которым можно судить о принципиальной позиции Гоголя того времени: в резкости суждений о современной сцене уже виделся автор «Ревизора» и будущий реформатор русского театра.

Занимаясь театральной журналистикой, Гоголь в то же время работал то над одной пьесой, то над другой

В феврале 1833 года он писал М. П. Погодину: «...я помешался на комедии... Уже и сюжет на днях начал составляться, уже и заглавие написалось на белой толстой тетради: Владимир 3-ей степени, и сколько злости! смеху! соли!..» Гоголь предполагал изобразить в этой комедии высшее чиновничье общество — мир взяточников и карьеристов, мечтающих лишь о чинах и наградах. Но пьеса написана не была. Причину автор объяснил в том же письме к Погодину:

...остановился, увидевши, что перо так и толкается об такие места, которые цензура ни за что не пропустит

Позднее па основании набросков «Владимира 3-ей степени». Гоголь написал четыре сцены: «Утро делового человека», «Тяжба», «Лакейская» и «Отрывок».

Отложив «Владимира», Гоголь не отказался от мысли о пьесе. Он мечтал о «сюжете самом невинном, которым бы даже квартальный не мог обидеться», но тут же с горечью обрывал себя: «Но что комедия без правды и злости!» Он то начинал писать пьесу «Женихи», то обращался к исторической романтической драме, но ни одна, ни другая пьеса закончена не была.

18 января 1836 года Гоголь читал «Ревизора» у Жуковского в присутствии небольшого круга друзей, среди которых был и Пушкин.

Театральный взлет писателя был кратким: по существу, это первое десятилетие его творчества, в течение которого он создал самые сильные свои драматические произведения

Кроме пьес, осталось множество высказываний писателя о литературе и театре — в письмах, статьях, в «Театральном разъезде после представления новой комедии», в художественных произведениях, в «Портрете» например, или в лирических отступлениях в «Мертвых душах». Серьезное значение в жизни и творчестве Гоголя имела его дружба со Щепкиным, повлиявшим на понимание писателем особенностей актерского творчества.

Гоголь смотрел на театр, как на общественную кафедру и придавал ему огромное значение. Комедию Гоголь считал произведением по своему характеру народным и общественным.

Гоголь считал:

Драма живет только на сцене. Без нее она, как душа без тела». Он боролся за театр, где «могущественный лицедей потрясающим словом подымает выше все высокое человечества в человеке

В 1842 году Гоголь написал «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора». Оно не только содержит ряд интересных характеристик, но и позволяет понять особенности взгляда писателя на актерское искусство. Вместе с другими его высказываниями эти взгляды составляют театральную программу Гоголя.

Станиславский говорил, что Гоголь «обнаружил в своих письмах задатки замечательного режиссера».

Продолжая традиции Пушкина и Грибоедова, Гоголь «указал дорогу, по которой со временем пойдет наша драматическая литература», — предсказал И. С. Тургенев.

Н. В. Гоголь и театр. Третьи Гоголевские чтения: сборник докладов.— М: КДУ, 2004

Сборник издан по материалам Гоголевских чтений

Гоголь и театр.— М: Искусство, 1952

В книгу помещены драматические произведения Гоголя: пьесы, драматические отрывки, отдельные сцены

Данилов Сергей Сергеевич
«Ревизор» на сцене.— Харьков: ГТРД, 1933

В книге дана сценическая история одного из основных памятников русского классического репертуара — бессмертной комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор»

Гоголь и Мейерхольд.— М: Никитинские субботники, 1927

Сборник литературно-исследовательской ассоциации ЦДРП выпущен в 1927 году

Гоголь, Николай Васильевич
Полное собрание сочинений. Т. V.— Л: АН СССР, 1927

В 5-й том Полного собрания сочинений и писем Н. В. Гоголя и включает драматические произведения Н. В. Гоголя «Женитьба», «Игроки», «Тяжба» и др.

Гоголь, Николай Васильевич
Женитьба.— М.–Л.: Детгиз, 1952

«Женитьба, или Совершенно невероятное событие в двух действиях» — пьеса Николая Васильевича Гоголя

Ивашнев В. И.
Щепкин.— М: Мол. гвардия, 2002

Эта книга повествует об одной из ярчайших фигур отечественной культуры — артисте Малого театра Михаиле Семеновиче Щепкине

Полякова Е. И.
Садовские.— М: Искусство, 1986

Книга посвящена жизни и деятельности славных представителей семьи русских актеров Садовских

Садовский М. М.
Записки актера.— М: Искусство, 1975

Автор книги, артист, проработавший на сцене Малого театра более тридцати лет, принадлежит к знаменитой актерской династии Садовских

Бухникашвили, Григорий Варденович
Н. В. Гоголь на грузинской сцене.— Тбилиси: Заря Востока, 1952

Книга издана в 1952 году в Тбилиси и рассказывает об истории развития драматического русского театра в Грузии, а также о постановке пьес Н. В. Гоголя на грузинской сцене

Берков, Виктор Осипович
Гоголь о музыке.— М: Музгиз, 1952

В брошюре дан анализ высказываний Н. В. Гоголя о музыке

Гоголь и музыка: для скрипки и фортепиано: Ноты.— М: Сов. композитор, 1968

К списку выставок