«…Любовь постоянная, чистосердечная, нежная…»

О Событии

К 250-летию со дня рождения Прасковьи Ивановны Шереметевой (1768–1803)

Талантливая солистка, познавшая зависть актрис; влюбленная женщина, не принятая светом; любящая мать, не успевшая разделить с сыном тревоги и радости — вся ее жизнь похожа на либретто одной из опер, разыгрывавшихся на сцене шереметевского театра.

Прасковья Ивановна Шереметева (урожденная Ковалева, по сцене Жемчугова) — один из самых обаятельных образов в русской культуре конца XVIII века.

Короткая, яркая жизнь этой талантливой актрисы стала легендой

Будущая звезда знаменитого театра графа Шереметева родилась в деревне Березино Ярославской губернии в семье крепостного кузнеца. С семи лет она была взята в графский дом и воспитывалась родственницей Шереметевых княжной Марфой Михайловной Долгорукой. Прасковью стали обучать пению у Е.Сандуновой, итальянских певцов Бабарини и Олимпия; светским манерам, дикции, иностранным языкам; сценическому искусству — у М.Синявской; игре на гитаре, клавесине и арфе — у придворного арфиста Ж.Б.Кардона.

29 июня 1779 г. юная актриса дебютировала в комической опере А.-Э. Гретри «Опыт дружбы» в роли служанки Губерт. В следующем году она уже исполнила главную партию в опере А.Саккини «Колония, или новое селение». Яркая драматическая игра и редкая красота голоса определили творческий успех Прасковьи Ковалевой.

Многогранный талант актрисы позволял ей выступать в самых разнообразных пьесах шереметевского репертуара. Особенно удавались актрисе роли девушек-крестьянок, страдающих от сословного неравенства, и героинь, встречающих препятствия в неравном браке

В 1785 году актриса впервые сыграла роль, которая стала её звёздной, — роль Элианы в опере А. Гретри «Самнитские браки». Жемчугова играла ее в течение 12 лет — небывалый случай в истории крепостного театра. В 1797 году она в последний раз вышла на сцену в своей лучшей роли Элианы. Болезнь заставила прекратить карьеру.

Воспитанная в благочестии, она тяжело переживала свое двойственное положение. Возлюбленная графа Николая Петровича на протяжении почти семнадцати лет, Прасковья Жемчугова лишь в 1798 г. получила «вольную», а почти три года спустя они тайно обвенчались в Москве в храме Симеона Столпника на Поварской в присутствии всего четырех свидетелей. Обряд венчания провёл протоиерей Фёдор Малиновский с благословения митрополита Платона, искренне любившего и почитавшего Прасковью Ивановну.

Тяжелая болезнь, чахотка, которой Прасковья Ивановна болела с 1796 г., обострилась после рождения сына — 3 февраля 1803 года. Через 20 дней она умерла в петербургском Фонтанном доме. Ей было всего 34 года.

Император Александр I признал остававшийся в тайне брак графа и актрисы законным, а младенца Дмитрия — законным наследником титула графа Шереметева

Имя П.И. Жемчуговой являлось славой и гордостью шереметевского театра в течение 16 лет творческого пути актрисы. За время артистической карьеры она спела около пятидесяти партий, и театр составлял для нее смысл существования. Ее образ стал символом русского крепостного театра.

На выставке представлены художественные альбомы, книги, изоматериалы, посвященные П.И. Шереметевой, ноты оперных арий из её репертуара, а также виниловый диск с записями музыкальных произведений из репертуара шереметевского крепостного театра. Подробные аннотации рассказывают о жизни и творчестве актрисы; о подруге и коллеге по сцене, воспитавшей её сына; об опере, роль в которой стала вершиной её искусства; о песне «Вечор поздно из лесочку», автором которой является Прасковья Ивановна.

Выставка открылась 12 июня и продлится до 18 августа.

ВХОД СВОБОДНЫЙ
Читальный зал (2 эт.), вт–сб 10:00–22:00, вс 10:00–20:00

Поделиться
Книги
Яндекс.Метрика