«Балет — серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота...»
О Событии
К 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа, 1818-1910
Русский балет второй половины XIX века принято называть «эпохой Петипа». Альфонс Виктор Мариус Петипа, сын хореографа и драматической актрисы, родился в Марселе, образование получил в брюссельской гимназии и консерватории, гастролировал с отцом в Нью-Йорке, работал в Испании, вернулся во Францию.
Во Франции его имя стало известным, и он мог сделать блестящую карьеру, не уезжая в чужую страну. Но отношение к балету в Европе его не устраивало. Петипа считал Россию единственной страной, где это искусство процветало и стояло на правильном пути. Русских артистов он считал лучшими в мире, говоря о том, что способность к танцу у русских просто врожденная и требует лишь тренировок и шлифовки.
В 1847 году Петипа подписал контракт с Дирекцией императорских театров, в котором брал обязательство «исполнять должность в качестве первого танцора и мимика»
Однако основным полем его деятельности стала работа балетмейстера, в которой он был непревзойденным мастером. Его спектакли отличались не только мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий — он сделал музыку одним из главных действующих лиц балета.
Сотрудничество с П.И. Чайковским стало вершиной и итогом творчества Петипа. Постановки балетов Чайковского, осуществленные Петипа, стали непревзойденными шедеврами.
Успех и сценическая долговечность балетов Петипа были обусловлены его подходом к их постановке. Виртуозность исполнения должна сочетаться с образностью и артистизмом, правильным осознанием танцовщиком сути своей роли.
Многие постановки сохраняются в современном репертуаре как выдающиеся образцы хореографического наследия
Француз по происхождению, Мариус Петипа сумел проникнуться духом русского танца, который он ценил превыше всего, что было создано в Европе. «Я считаю петербургский балет первым в мире именно потому, что в нем сохранилось то серьезное искусство, которое было утрачено за границей».
На выставке представлены нотные издания и книги из фондов «Дома Гоголя»: мемуары Мариуса Петипа, клавиры знаменитых балетов, музыкально-сценические планы, балетмейстерские экспликации, воспоминания, русская балетная критика XIX в., книги по истории русского балета. Выставка сопровождается подробными аннотациями.
Галерея