Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»
Книжно-иллюстративная выставка →

«Балет — серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота...»

03.03.2018 21:00

К 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа, 1818-1910

Русский балет второй половины XIX века принято называть «эпохой Петипа». Альфонс Виктор Мариус Петипа, сын хореографа и драматической актрисы, родился в Марселе, образование получил в брюссельской гимназии и консерватории, гастролировал с отцом в Нью-Йорке, работал в Испании, вернулся во Францию.

Во Франции его имя стало известным, и он мог сделать блестящую карьеру, не уезжая в чужую страну. Но отношение к балету в Европе его не устраивало. Петипа считал Россию единственной страной, где это искусство процветало и стояло на правильном пути. Русских артистов он считал лучшими в мире, говоря о том, что способность к танцу у русских просто врожденная и требует лишь тренировок и шлифовки.

В 1847 году Петипа подписал контракт с Дирекцией императорских театров, в котором брал обязательство «исполнять должность в качестве первого танцора и мимика»

Однако основным полем его деятельности стала работа балетмейстера, в которой он был непревзойденным мастером. Его спектакли отличались не только мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий — он сделал музыку одним из главных действующих лиц балета.

Сотрудничество с П.И. Чайковским стало вершиной и итогом творчества Петипа. Постановки балетов Чайковского, осуществленные Петипа, стали непревзойденными шедеврами.

Успех и сценическая долговечность балетов Петипа были обусловлены его подходом к их постановке. Виртуозность исполнения должна сочетаться с образностью и артистизмом, правильным осознанием танцовщиком сути своей роли.

Многие постановки сохраняются в современном репертуаре как выдающиеся образцы хореографического наследия

Француз по происхождению, Мариус Петипа сумел проникнуться духом русского танца, который он ценил превыше всего, что было создано в Европе. «Я считаю петербургский балет первым в мире именно потому, что в нем сохранилось то серьезное искусство, которое было утрачено за границей».

На выставке представлены нотные издания и книги из фондов «Дома Гоголя»: мемуары Мариуса Петипа, клавиры знаменитых балетов, музыкально-сценические планы, балетмейстерские экспликации, воспоминания, русская балетная критика XIX в., книги по истории русского балета. Выставка сопровождается подробными аннотациями.

К списку выставок