Э.Т.А. Гофман и Н.В. Гоголь

О Событии

Сатира, гротеск, фантастика

«Они познали разрыв между мечтой и действительностью, гримасы времени, силу объективных обстоятельств»
В.А. Кулешов «Литературные связи России и Западной Европы в XIX в.»

Н. В. Гоголь и Э. Т. А. Гофман. Говоря о творчестве Николая Васильевича Гоголя, невозможно не вспомнить имени другого писателя, который во многом повлиял на Гоголя. «Учителем» Гоголя был немецкий романтик Эрнст Теодор Амадей Гофман.

«Но разве не бывает в мире странностей?» — читаем мы в письме Гоголя к С.Т. Аксакову. Бывают, да еще какие! Знал бы он, что писательница Анна Зегерс в маленькой повести «Встреча в пути» осуществила встречу Гоголя, Гофмана и Кафки в Праге. Что было бы, если бы? Встретиться воочию они, конечно, не могли (Гофман: 1776 — 1822, Гоголь: 1809 — 1852). Известно, что, путешествуя, русский писатель однажды оказался в городе Бамберг, но полюбовался только собором, не заходя в театр, где в свое время служил Гофман. Из писем Гоголя мы знаем, что он читал «Житейские воззрения Кота Мурра» и восторгался ими.

После написания «Ганса Кюхельгартена», признавался: «Я любил немцев, не зная их, или, может быть, смешивал немецкую ученость о философии с немцами». «Германия! Страна высоких побуждений. Воздушных призраков страна!»

Впрочем, Гофмана не очень ценили в Германии, но обожали в России. «Электрически действовал он на молодые серьезные умы, считавшие слово его поэтическим прозрением в самую глубь творчества» свидетельствовал П.В. Анненков.

Конечно, элемент фантастики в поэтическом созерцании мира, следует всецело относить к воздействию на Гоголя немецкого романтизма

Необыкновенный акцент и развитие приобретают сюжеты, роднившие Гоголя и Гофмана — воскрешение трупов, оживание портретов, изготовление механических кукол. Все это в их духе — верный подлинник соседствует с мертвой подделкой, живые и неживые смыкаются в сверхъестественном акте, «реализм» следует об руку с «механизмом», и оба упираются в магию.

Магистральная тема Э.Т.А. Гофмана и Н.В. Гоголя — тема искусства и художника. Гоголевский «Портрет» связан с гофмановской новеллой «Церковь Иезуитов». Оба произведения о мучительном сомнении художника, который ищет новой, собственной формы для своего таланта.

В «Невском проспекте» образ художника Пискарева кажется близким образу мечтателя Ансельма из новеллы «Золотой горшок». В «Принцессе Брамбилле» Гофман излагает теорию, очень близкую комической практике Гоголя. А характерное для Гофмана убеждение в алчности и даже безумии мира было присуще и Гоголю. Безумцы населяют его петербургский мир. В «Записках сумасшедшего» Гоголь дает свой ответ на вопрос о природе безумия. Этот вопрос занимал и Гофмана. Аналогия с Крайслером напрашивается сама собой. Сходство с Гофманом обнаруживается и в повести «Нос». При всем различии исходного материала фантастика у обоих писателей исполнена глубокого смысла.

Между Гофманом и Гоголем не было конгениальности

Это совсем разные поэтические натуры с диаметрально противоположным творческим путем. Рафинированный, экстравагантный мистификатор Гофман и идеалист и мечтатель Гоголь, который через сознательное подражание поэтике Гофмана шел к горькому признанию реальной жизни, к ее холодному воспроизведению.

Сегодня, творчество двух писателей вы сможете проанализировать сами, познакомившись с ним поближе на нашей выставке.

Поделиться
Книги
Яндекс.Метрика