Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»
Книжно-иллюстративная выставка →

Э.Т.А. Гофман и Н.В. Гоголь

28.12.2017 19:00

Э.Т.А. Гофман и Н.В. Гоголь

Сатира, гротеск, фантастика

«Они познали разрыв между мечтой и действительностью, гримасы времени, силу объективных обстоятельств»
В.А. Кулешов «Литературные связи России и Западной Европы в XIX в.»

Н. В. Гоголь и Э. Т. А. Гофман. Говоря о творчестве Николая Васильевича Гоголя, невозможно не вспомнить имени другого писателя, который во многом повлиял на Гоголя. «Учителем» Гоголя был немецкий романтик Эрнст Теодор Амадей Гофман.

«Но разве не бывает в мире странностей?» — читаем мы в письме Гоголя к С.Т. Аксакову. Бывают, да еще какие! Знал бы он, что писательница Анна Зегерс в маленькой повести «Встреча в пути» осуществила встречу Гоголя, Гофмана и Кафки в Праге. Что было бы, если бы? Встретиться воочию они, конечно, не могли (Гофман: 1776 — 1822, Гоголь: 1809 — 1852). Известно, что, путешествуя, русский писатель однажды оказался в городе Бамберг, но полюбовался только собором, не заходя в театр, где в свое время служил Гофман. Из писем Гоголя мы знаем, что он читал «Житейские воззрения Кота Мурра» и восторгался ими.

После написания «Ганса Кюхельгартена», признавался: «Я любил немцев, не зная их, или, может быть, смешивал немецкую ученость о философии с немцами». «Германия! Страна высоких побуждений. Воздушных призраков страна!»

Впрочем, Гофмана не очень ценили в Германии, но обожали в России. «Электрически действовал он на молодые серьезные умы, считавшие слово его поэтическим прозрением в самую глубь творчества» свидетельствовал П.В. Анненков.

Конечно, элемент фантастики в поэтическом созерцании мира, следует всецело относить к воздействию на Гоголя немецкого романтизма

Необыкновенный акцент и развитие приобретают сюжеты, роднившие Гоголя и Гофмана — воскрешение трупов, оживание портретов, изготовление механических кукол. Все это в их духе — верный подлинник соседствует с мертвой подделкой, живые и неживые смыкаются в сверхъестественном акте, «реализм» следует об руку с «механизмом», и оба упираются в магию.

Магистральная тема Э.Т.А. Гофмана и Н.В. Гоголя — тема искусства и художника. Гоголевский «Портрет» связан с гофмановской новеллой «Церковь Иезуитов». Оба произведения о мучительном сомнении художника, который ищет новой, собственной формы для своего таланта.

В «Невском проспекте» образ художника Пискарева кажется близким образу мечтателя Ансельма из новеллы «Золотой горшок». В «Принцессе Брамбилле» Гофман излагает теорию, очень близкую комической практике Гоголя. А характерное для Гофмана убеждение в алчности и даже безумии мира было присуще и Гоголю. Безумцы населяют его петербургский мир. В «Записках сумасшедшего» Гоголь дает свой ответ на вопрос о природе безумия. Этот вопрос занимал и Гофмана. Аналогия с Крайслером напрашивается сама собой. Сходство с Гофманом обнаруживается и в повести «Нос». При всем различии исходного материала фантастика у обоих писателей исполнена глубокого смысла.

Между Гофманом и Гоголем не было конгениальности

Это совсем разные поэтические натуры с диаметрально противоположным творческим путем. Рафинированный, экстравагантный мистификатор Гофман и идеалист и мечтатель Гоголь, который через сознательное подражание поэтике Гофмана шел к горькому признанию реальной жизни, к ее холодному воспроизведению.

Сегодня, творчество двух писателей вы сможете проанализировать сами, познакомившись с ним поближе на нашей выставке.

Виноградов, Игорь Алексеевич
Гоголь — художник и мыслитель.— М: Наследие, 2000

В монографии раскрываются христианские основы миросозерцания Гоголя на всем протяжении его творческого пути.

Белый, Андрей
Собрание сочинений. Мастерство Гоголя. Исследование.— М: Республика, 2013

В работе дан проницательный эстетико-филологический анализ творческого процесса Н. В. Гоголя, при этом акцент сделан на исследовании литературного мастерства гения русской словесности.

Феномен Гоголя.— СПб: Петрополис, 2011

В сборнике представлены статьи российских и зарубежных ученых, в которых рассматриваются различные аспекты биографии и творчества Н. В. Гоголя, а также проблемы рецепции его художественных произведений.

Гуковский Г. А.
Реализм Гоголя.— М: ГИХ, 1959

Книга «Реализм Гоголя» создавалась Г. А. Гуковским в 1946–1949 годах.

Гоголь, Николай Васильевич
Полное собрание сочинений. Т.I.— М: АН СССР, 1940

Настоящий том открывает Полное собрание сочинений и писем Н. В. Гоголя и включает два ранних произведения Н. В. Гоголя «Ганц Кюхельгартен» и «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Гоголь, Николай Васильевич
Портрет.— М: Пан пресс, 2006

Одна из самых знаменитых и загадочных «петербургских повестей» великого русского писателя посвящена проблеме искусства и назначения художника.

Гоголь, Николай Васильевич
Невский проспект.— СПб: Речь, 2014

Главный герой этой повести Николая Васильевича Гоголя — вовсе не застенчивый и робкий художник Пискарев или самодовольный поручик Пирогов, а сам Невский проспект.

Сафрански, Рюдигер
Гофман.— М: Молодая гвардия, 2005

Автору книги удалось проникнуть в самую сущность причудливых фантазий Гофмана.

Ботникова, Алла Борисовна
Эрнст Теодор Амадей Гофман и русская литература.— Воронеж: ВГУ, 1977

В книге рассматривается русская судьба Э. Т. А. Гофмана.

Виткон - Менардо Габриэль
Гофман сам о себе.— Челябинск: Урал, 1999

Гофман — последний немецкий романтик и первый реалист, человек, которому суждено было соединить мир обыденного с магией нелбычного.

Гофман, Эрнст Теодор Амадей
Житейские воззрения кота Мурра.— М: Эксмо, 2007

В книге собраны лучшие произведения выдающегося немецкого писателя.

Русский круг Гофмана.— М: ВГБИЛ, 2009

Книга отразила историю бытования замечательного немецкого писателя в России.

Гофман Эрнст Теодор Амадей
Золотой горшок.— М: Сов. Россия, 1991

Произведения Э. Т. Гофмана наполнены яркими красками и необычными декорациями.

Гофман Эрнст Теодор Амадей
Новеллы.— Л: Лениздат, 1990

В книге собраны лучшие произведения выдающегося немецкого писателя.

Гофман Э. Т. А.
Сказки.— М: Дет. лит., 1989

В книгу вошли лучшие произведения немецкого писателя-романиста для детей: «Щелкунчик и мышиный король», «Королевская невеста» и «Золотой горшок».

К списку выставок