«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»
Книжно-иллюстративная выставка →

Под сводами русского храма

14.04.2017 11:30

Бог устроил церкви в городах, как пристани на 
море, дабы мы, прибегая сюда от бури житейских 
смятений, наслаждались величайшею тишиною... 

свт. Иоанн Златоуст


Христианские храмы — наследники ветхозаветных построек. Сакральные сооружения древних религий, в том числе православные, до сих пор создаются в соответствии с трехчастной схемой, начало которой положили скиния — походное хранилище ковчега Завета, созданное Моисеем по прямому указанию Господа, — и храм Соломона. Композиция развивается с запада на восток, от входа — к алтарю. Она символизирует путь, который должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом.

Обычно храм составлен из нескольких хорошо различимых элементов. С востока к основному объему примыкает алтарная часть. Снаружи это полукруглые пристройки — апсиды. Сверху, над основным объемом храма, можно видеть один или несколько барабанов — это круглые или многогранные башни с окнами, через которые храм освещается изнутри. Барабаны завершаются полусферическим куполом — но снаружи мы видим не его, а главы  различных форм — шлемовидные или луковичные. Главы венчаются крестами.

Вход может быть прямо с паперти, площадки перед входом, или через различные пристройки — крыльца, гульбища . Чтобы прихожане не теснились, к основному помещению пристраивают трапезные. Кроме того, в состав композиции храма могут входить колокольни и звонницы.

Первое, что видишь, когда заходишь в храм — иконостас. Он появился в русских храмах сравнительно поздно, в XV веке. До этого применялись низкие алтарные преграды в виде балюстрад или небольших колоннад. Иконостас состоит из нескольких ярусов, или чинов. Если смотреть сверху вниз, то их порядок соответствует очередности событий священной истории. Нижний чин иконостаса называется местным. Здесь, кроме икон Спасителя и Богородицы, помещают образы местночтимых святых и храмовую икону — ту, во имя которой освящена данная церковь. Особый проход в центре иконо-стаса — двустворчатые Царские врата, символ райских врат. Когда они открыты, божественный свет изливается в пространство всего храма и на всех молящихся.

Если горизонтальная ось храма символизирует духовный путь христианина, то вертикальная — отражает сакральное устройство мира. На самом верху, в куполе центрального барабана, помещается изображение Христа Вседержителя (по-гречески — Пантократора), то есть Владыки мира. В более позднее время, особенно в XVII веке, применялась и другая иконография — «Отечество»: с Богом-Отцом, Богом-Сыном и Святым Духом. Ниже изображаются пророки и апостолы.

Как возникла крестово-купольная система, у кого учились древнерусские зодчие, из каких материалов строились храмы, как они устроены внутри и снаружи и, наконец, где можно увидеть хорошо сохранившиеся образцы древнерусской храмовой архитектуры. Именно эти вопросы мы постарались раскрыть на нашей выставке, посвященной одному из главных церковных праздников — Пасхе.

Милюгина Е.
Дорога к храму: Русская живопись.— М: Белый город, 2010

Книга посвящена одному из важнейших мотивов русской пейзажной живописи конца XVIII-XX веков — мотиву дороги к храму.

Глаголева О.
Православный храм.— М: Эксмо, 2011

Верующий найдет здесь все необходимые сведения.

Благова А.
Служба: богослужебная утварь и облачение духовенства.— М: РИПОЛ КЛАССИК, 2003

Для широкого круга читателей.

Мошковская М. А.
100 храмов Золотого кольца России.— М: БММ, 2011

Храмы Золотого кольца — живая летопись истории, культуры и духовной жизни России.

составитель Пантилеева А.И.
Самые знаменитые православные храмы Москвы: иллюстрированная энциклопедия.— М: Белый город,

В этом издании собрана информация о самых знаменитых православных храмах Москвы.

рук. проекта Б. Захаров; гл. ред. А. Куприянов
10 монастырей Москвы: путеводитель.— М: Вечерняя Москва, 2012

Этот путеводитель подробно расскажет обо всех действующих на сегодня монастырях столицы.

Филипович Е.
О Дубровицком храме и не только о нем .— М: БЕЛМАКС, 2008

Перед вами очерк об уникальном Дубровицком храме с экскурсом в его необыкновенную давнюю историю,

Баторевич Н. И., Кожицева Т. Д.
Храмы-памятники Санкт-Петербурга: Во славу и память российского воинства.— С: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2008

Книга вводит читателя в храм, знакомит с символикой различных его частей, композицией и сюжетами икон, которые являются неотъемлемой частью интерьера.

Толмачёва Н. Ю.
Исаакиевский собор.— С: «Паритет», 2003

Сукина Л. Б.
Троицкий собор Данилова монастыря в Переславле-Залесском.— М: Северный паломник, 2002.

Серия «Памятники художественной культуры Древней Руси.

Филипова Л. А.
Витославлицы: путеводитель.— М: Верхов С. И., 2013

Музей под открытым небом «Витославлицы» больше напоминает застывший во времени городок.

К списку выставок