О Событии

Можно определить достоинство народа по количеству книг, которые он прочитал
Э. Лабуле

Книги уже много тысячелетий формируют, отражают и сопровождают человеческую цивилизацию. Книга печатная (в современном понимании слова) сама становится предметом искусства с момента своего возникновения.

Отношения человека с книгой всегда оставались примером искренности, доверительности и необходимости друг другу. Удивляет многообразие видов (начиная с иконописи и кончая декоративно-прикладным искусством) и жанров, отобразивших книгу и читателя: это и портрет, живописный и скульптурный, и натюрморт, и компьютерная графика. В них искусство как бы признается в любви к Книге — удивительному творению и, одновременно, источнику человеческого интеллекта. Для некоторых художников она — главный герой. Но в основном книга в руках человека — это способ раскрыть его внутренний мир, подчеркнуть его душевное состояние и красоту.

Существует множество памятников искусства о книге и чтении от античности до новейшего времени. Это произведения Джорджоне, Тициана, Д. Веласкеса, Рафаэля, Рембрандта, Рубенса и многих других титанов XV–XVIII веков. В XIX веке — это излюбленная тема импрессионистов: О. Ренуара и К. Моне, Ван Гога и Э. Мане, А. Тулуз-Лотрека и Произведения русских мастеров классической эпохи — О. А. Кипренского, В. А. Тропинина, И. Н. Крамского, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, М. А. Врубеля, В. А. Серова, Н. Н. Ге, и таких художников прошлого века, как М. В. Нестеров, И. Э. Грабарь, Н. П. Ульянов, А. А. Дейнека и других, показывают нам, как широко распространилась книга в России, как изменился ее читатель.

Рассказать обо всех невозможно. Прежде всего, нас интересует, как с помощью книги раскрывается характер человека читающего, а через него — и характер эпохи.

Первые книги появляются на иконах мастеров в руках святых, это, разумеется, Священное писание

Затем — на парадных портретах средневековых вельмож. Книги очень дороги и говорят не только о богатстве их обладателей, но и о причастности к интеллектуальной элите своего времени.

В итальянском искусстве эпохи Возрождения выделяется совершенно фантастический для своего времени живописец, постановщик праздничных представлений, декоратор, представитель маньеризма Джузеппе Арчимбольдо (1527–1593). Арчимбольдо был художником, наделенным неисчерпаемым воображением и универсальной эрудицией. Самые известные из созданных им работ — так называемые «составные головы» из серий «Времена года» (1562–1563) и «Четыре элемента» (1569). Его кисти принадлежит картина «Библиотекарь», человек-книга. Ну чем не коллаж, обработанный в Photoshop? Забытый ныне художник был провозглашен в XX веке предтечей сюрреализма, а картина «Библиотекарь» названа «триумфом абстрактного искусства в 16-м столетии».

На протяжении последующих веков книга становилась более доступной, развивалась светская литература, менялся облик читателя. В 1769 году парижский художник Жан-Оноре Фрагонар (1732–1806) задумывает уникальную серию полотен одинакового размера, так называемых «фантастических фигур». Большая их часть не имеет реальных прототипов и создается за невероятно короткое время, около часа. Такова его «Девушка за чтением».

В произведениях художников XIX века книга появляется все чаще и чаще

К книгам тянутся простой крестьянин и светская дама, аристократ и мещанин. Книга включена как центральная фигура в жанровые и исторические полотна.

У импрессионистов масса картин о читателе и книге. Книга в руках человека, расположившегося на природе, — излюбленная их тема.

В России в XIX веке книга и чтение начинают играть заметную роль в обществе, и бурно развивающаяся портретная живопись во всем многообразии отражает эту тему И. Н. Крамской оставил в наследство потомкам изображения самых известных своих современников с книгой в руках.

Совсем особый и обширный раздел темы — дети за чтением. Дети растворяются в книге, погружаются в вымышленный мир. Этим-то и привлекают они художников. Остановимся на том, мимо чего пройти трудно, — портрете дочери Наташи кисти М. Нестерова (1862-1942). Притягивают внимание серьезность и достоинство очаровательной маленькой девочки. Сегодня хочется обратить внимание только на то, что читатель, конечно, меняется; меняется и его образ в искусстве. Но на картинах художников книга не только свидетельствует об интеллектуальном и моральном облике героев, но живет и работает, становясь посредником между ее невидимым автором и читателями, изображенными на холсте или бумаге. Искусство своими средствами показывает, как в жизни реализуется социальная функция книги.

Поделиться
Книги
Яндекс.Метрика