«Портрет»: выставка одного произведения

О Событии

Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою.
Н. В. Гоголь «Портрет»

Книжные выставки знакомы с середины XIX в. И с тех пор они стали неотъемлемой частью деятельности любой библиотеки, независимо от ее статуса. Такие выставки стали отличной рекламой библиотеки, ее лицом. На них можно увидеть массу интересной литературы. Времена меняются, меняемся и мы. Но выставки, по-прежнему, в библиотеках вызывают большой интерес, причем, независимо от того, виртуальная выставка или, что называется «можно потрогать руками».

Мы обычно предлагаем вам выставку по теме. Сегодня же мы начинаем новый цикл под названием «Выставка одного произведения». И постараемся раскрыть свои фонды на примере какого-то одного произведения, собрав как можно полнее о нем информацию, литературу, музыкальные и изоматериалы. Вы тоже можете принять участие в этом увлекательном занятии, предложив тему выставки или (и) какие-нибудь материалы по этой теме.

Первая выставка цикла посвящена неординарному, но очень интересному произведению Николая Васильевича Гоголя «Портрет».

Гоголь написал повесть «Портрет» в 1835 году; в 1842-м отчасти переработал ее. Такое произведение — переработанное, но сохранившее прежнюю сюжетную и стилистическую основу — в науке о литературе принято называть редакцией. Открывая современные переиздания гоголевской прозы, мы с вами обычно читаем вторую редакцию «Портрета», то есть вариант 1842 года. Но разделенные семью годами, две редакции этой повести (кстати, первая появилась в «Арабесках», вторая — в «Современнике») фактически являются двумя самостоятельными произведениями.

img img

Арабески / Гоголь, Николай Васильевич ; РАН; изд. подгот. В. Д. Денисов. — СПб. : Наука, 2009. — 510 с., 12 л. ил. — (Литературные памятники). — Библиогр.: с. 502. — 250-00.

Настоящее издание, вышедшее в серии «Литературные памятники», по существу, научное. В нем полностью воспроизводится состав «Арабесок», приведены тексты предшествовавших ему ранних гоголевских произведений. Здесь же представлена повесть «Портрет», которая первоначально была написана в 1835 году и вышла в составе сборника «Арабески». Даны подробные комментарии, установлены этапы творческой истории книги.

Фабульный материал во второй редакции в основном сохранен, но вся идейно-художественная атмосфера изменилась. Осталась, как говорил Гоголь, «одна только канва прежней повести».

Различие обеих редакций замечено было еще современниками, не раз становилось оно и предметом анализа.

Живопись как вид искусства всегда привлекала особое внимание Гоголя. «Я всегда чувствовал маленькую страсть к живописи», — писал Николай Васильевич в статье «Несколько слов о Пушкине». Гоголь делал успехи в рисовании. Так, в письме к А. С. Данилевскому от 5 февраля 1839 года Гоголь пишет о своих занятиях в Риме: «До сих пор я больше держал в руке кисть, чем перо...»

В повести «Портрет» Гоголь осмыслил уже пройденную часть своего творческого пути и предсказал дальнейшее. Писатель говорит об ответственности художника за свое творение; главная цель живописца — «пробуждать чувства добрые».

img img

Портрет: Повесть / Худож. Кукрыниксы. — М.: Художественная литература, 1952. — 63 с.: ил.

Настоящая книга — иллюстрированное издание повести «Портрет» Н. В. Гоголя.

img img

Портрет / Гоголь, Николай Васильевич. — М.: ГИХЛ, 1952. — 65 с., ил.

Редкое издание повести Н. В. Гоголя «Портрет» иллюстрировано народными художниками РСФСР Кукрыниксами. Суперобложка и титул работы художника И. Ильина.

img img img

Портрет: Повесть / Вступ. ст. и коммент. A. B. Федорова; Худож. С. Г. Гонков. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — PC», 2008. — 112 с.: ил. — (Русская классика в иллюстрациях). — ISBN 978-5-9932-0045-3.

Одна из самых знаменитых и загадочных «петербургских повестей» великого русского писателя посвящена проблеме искусства и назначения художника. История живописца, не преодолевшего дьявольского искушения богатством и славой, показывает гоголевское понимание истинного творчества как религиозного служения. Любой дар предполагает ответственность, и эта мысль сегодня не утратила своей актуальности: «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть дутою. Другому простится многое, но ему не простится».

Иллюстрации выполнены художником С. Г. Гонковым.

Издание выходит к 200-летнему юбилею писателя.

img

Гоголь Н. В. Петербургские повести / Сост. и вступ. ст. М. А. Васильевой. — М.: Русский путь, 2004. — 352 с. — (Закладка.)

В книгу вошли произведения Н. В. Гоголя (1809–1852), со временем объединенные литературной критикой в цикл «Петербургские повести»: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего», а также ранняя редакция «Портрета» (1835). В разделе «Взгляд критики» представлены статьи русских литераторов и философов В. В. Розанова, Д. И. Чижевского, Б. М. Эйхенбаума, В. В. Гиппиуса, В. В. Набокова и др. Их интерпретации творчества Гоголя, порой неожиданные, уводящие от упрощенных трактовок, помогут учащимся в осмыслении сложного художественного мира писателя.

img img

Портрет / Гоголь, Николай Васильевич. Вступ. ст. П. С. Когана и А. В. Бакушинского. — М.–Л., 1928. — 93 с., ил.

В книге представлены гравюры на дереве А. Н. Кравченко на тему повести «Портрет». Художник показал себя большим мастером, обнаружив исключительное богатство формы в ксилографической технике.

Гравюры по дереву, посвященные произведениям Н. В. Гоголя, показывает в лице А. И. Кравченко изысканного виртуоза.

Повесть Гоголя о художнике и его судьбе давно привлекала внимание Алексея Кравченко. Глубокий символизм повести в некоторых отношениях созвучен психике мастера. Поэтому образы «Портрета» в течение нескольких лет так властно владели его воображением.

Обложка по замыслу художника представляет собою своеобразное и очень остроумное введение в драматическую суть повести Гоголя. Она иллюстрирует не какой-либо точно определенный момент повести, а то трагическое напряжение, которое ощущает читатель в судьбе художника.

img

Буквенная заставка первой главы — изысканная и виртуозная по технике гравюра-миниатюра, выполненная тонким черным штрихом. Художник — иллюстратор живет не столько захватом драмы, развертываемой перед ним писательским внушением, сколько воспоминанием об этом ярком воздействии. Кравченко — иллюстратор видит сам и «подает» Гоголя читателю несколько сценично и декоративно. Иллюстрации художника к «Портрету» Гоголя можно считать наиболее целостным и технически совершенным циклом работ иллюстратора.

Как и другие произведения Гоголя, повесть «Портрет» не могла не найти отклик в душе издателей, художников, режиссеров и других людей искусства. Мы постарались собрать для вас на этой выставке все, доступные нам материалы и издания этого произведения. И с удовольствием вам их представляем.

img img img

Портрет : повесть / Гоголь, Николай Васильевич; худож. В. Панов. — М.: Пан пресс, 2006. — 135 с.: ил. — ISBN 5-9680-0010-4 (в пер.).

Одна из самых знаменитых и загадочных «петербургских повестей» великого русского писателя посвящена проблеме искусства и назначения художника. Книга хорошо иллюстрирована. Оригинально оформлены страницы произведения иллюстрациями в тексте.

img img

Алимов, Сергей Александрович. Сергей Алимов. Штрихи к портрету / ГТМЦ им. Н. А. Бахрушина; Галерея Вересов; Худож. галерея «Ars Longa»; куратор проекта Н. Августинович; интервью Е. Долгих; сост. Н. Августинович, В. Ермичевой. — СПб.: М.: Вита Нова, 2013. — 32 с.: ил. — Краткая биогр. С. Алимова.

О своем творчестве рассказывает Сергей Алимов, известный художник, автор замечательных иллюстраций к произведениям Н. В. Гоголя, М. А. Булгакова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. С. Пушкина. Также С. Алимов работал художником-постановщиком на киностудии «Союзмультфильм».

img

Портрет [Звукозапись] : аудиокнига / Гоголь, Николай Васильевич ; чит. Кузнецов А. — М.: СОЮЗ, 2006. — 1 MP3. — (Библиотека школьника).

«Портрет» — замешанная на добре и зле повесть, представлена на суд широкой публики с заранее сформулированным в русской литературе вопросом: «Каковы отношения денег и вдохновения, и без чего человеку живется хуже-без материальных благ или утраченного таланта?»

Повесть выпущена в серии аудиокниг.

img

Вайнберг М. Портрет: Опера-клавир. В 3-х д., 8-ми картинах. По одноимен. повести Н. Гоголя. — М.: Сов. Композитор, 1985. — 255 с.

img img

Gogol, Nicolas. Le portrait = Портрет / Гоголь Николай Васильевич ; dessins originaux de Denyse de Bravura graves sur cuivre= [оригинальные рисунки Д. де Бравура, гравюры на меди (офорты) R. Haasen; пер. на фр. H. Mongault]. — Paris : Rombaldi, 1942. — 163 с. + 25 отд. л. офортов + 1л. паспарту с рисунком тушью : ил.

Книга издана в парижском издательстве Ромбальди, это именной экземпляр для Жинетт Ромбальди художницы Дениз де Бравура. Книга включает текст повести Н. В. Гоголя «Портрет» с иллюстрациями Дениз де Бравура в технике гравюра на меди. К книге также прилагается 25 отдельных листов гравюр и паспарту с рисунком тушью. Издание вышло в свет 24 сентября 1942 года тиражом всего 350 экземпляров с превосходными иллюстрациями — офортами Р. Хаазена (R. Haasen) по оригинальным рисункам Дениз де Бравура (Denise de Bravura). Наш экземпляр особенный, из нескольких, отпечатанных специально для издателей, на японской бумаге, с приложением отдельно отпечатанной сюиты офортов, а также с приложением оригинального рисунка Дениз де Бравура. Экземпляр отпечатан специально для Жинетт Ромбальди (Exemplaire C sur japon imprime speсialement pour Madmoiselle Ginette Rombaldi). Кроме того авантитул нашего экземпляра, c заголовком «Le Portrait», снабжен замечательным рисунком тушью с дарственной надписью художницы Дениз де Бравура Жинетт Ромбальди: «pour Ginette Rombaldi — Bravura 45».

img

Посвящение Н. В. Гоголю: Линогравюры и монотипии В. Б. Зелинского: альбом / Авт. вступ. ст. Б. Е. Ефимов, Ю. П. Кузнецова. — М.: Изобразит. искусство, 1987. — 48 с.: ил.

Линогравюры и рисунки художника В. Б. Зелинского, воспроизведенные в альбоме, представляют собой образное прочтение произведений Н. В. Гоголя. Художник заставляет зрителя по-новому ощутить и понять ироническую улыбку и сатирический пафос Гоголя. Образ Гоголя как бы сопровождает своих героев: рядом с композициями на темы «Петербургских повестей», «Ревизора», «Мертвых душ» — портрет создателя этих произведений. Вступительная статья к альбому знакомит с творчеством художника. В альбоме около 40 тоновых репродукций.

Для широких кругов читателей.

img img

Фантасмагории гоголевского Петербурга, серия — «Петербургский миф», книга четвертая, издательство «Время — Пространство — Архитектура», СПб., 2008 г., 144 с., ил.

Теоретик архитектуры Галина Сергеевна Зеленская в своих текстах определяет зрительную параллель, выявляет суть и содержание времени, представленного в книге. В четвертой книге серии «Петербургский миф» представлено то новое слово, что произнесено Н. В. Гоголем, из-под пера которого, по его признанию, «вышло столько тьмы». Но нельзя не дополнить: столько же вышло из-под пера его и света... Доказательство тому — герои его петербургских повестей.

Поделиться
Книги
Яндекс.Метрика