О Событии

«...На какие странные занятия осудила меня судьба моя!»
230 лет со дня рождения Надежды Андреевны Дуровой (А. А. Александрова)
17 сентября 1783 — 21 марта 1866

С точки зрения нашего времени, ничего необычного в многотрудной жизни и смелых деяниях Н. А. Дуровой не было. Её семейная жизнь не сложилась, и тогда уйдя от мужа и поместив сына в военно-учебное заведение, она все силы отдала освоению профессии и карьерному росту. Тысячи и тысячи женщин ныне проходят подобный путь. Между тем, Дурова в полной мере была человеком своей эпохи. Подвиги, блеск военной славы, великие сражения волновали тогда сердца и души необычайно. Не только Дурова решила примерить на себя мужской костюм, мужские занятия, мужскую роль. В европейских странах у неё были сёстры по духовному порыву. В ряду этих амазонок Надежде Андреевне Дуровой, бесспорно, принадлежит выдающееся место. Она была участницей трёх наполеоновских войн.

Летом 1806 года под именем Александра Соколова Надежда поступила в казачий полк.

Свобода, драгоценный дар неба, сделалась наконец уделом моим навсегда!

В марте 1807 года Дурова вступила в Конно-Польский полк, чтобы присоединиться к русской армии, уже ведущей бои с наполеоновскими войсками на территории Пруссии. 31 декабря 1807 года по высочайшему повелению Дурову со специальным курьером доставили в Петербург. Шеф полка генерал-майор Каховский похвалил усердие и расторопность унтер-офицера Соколова и просил оставить его в полку, как подающего надежду стать со временем хорошим офицером. Вопреки первоначальному намерению возвратить её в отцовский дом, император разрешил Дуровой остаться в армии, повелел именоваться по своему имени Александровым, что по понятиям того времени означало высокую степень благоволения и приказал зачислить в Мариупольский гусарский полк корнетом. Со дня царского приёма Дурова именовалась Александром Андреевичем Александровым.

Отечественную войну 1812 года она встретила уже подпоручиком Литовского уланского полка. В Бородинском сражении получила контузию ядром в ногу, из-за которой была вынуждена взять отпуск для лечения. Весной 1813 года вернулась в армию, вместе с Литовским полком участвовала в сражениях в Польше и Германии. В 1816 году, прослужив в общей сложности 10 лет, Дурова вышла в отставку в чине штаб-ротмистра.

Мирные годы стали для неё вынужденным бездельем. Писательство не могло заменить ей войну. Именно там была её настоящая жизнь с её остротой и упоением боя. Никогда более в жизни она не испытывала такого ошеломляющего счастья победы над противником и своим страхом.

Она поселилась в Елабуге и жила там до самой смерти в 1866 году. У неё были те странности, которые последователи доктора Фрейда оценят однозначно — Дурова ходила только в мужской одежде, не отзывалась на своё женское имя. Однако, горожане запомнили не это, а необыкновенную доброту небогатой женщины к нищим, падшим людям, к бездомным кошкам и собакам и вообще ко всем живым существам.

С 1836 по 1840 год Дурова печатает свои произведения в крупнейших столичных журналах («Современник», «Библиотека для чтения», «Отечественные записки», «Литературные прибавления к Русскому инвалиду»), выпускает несколько книг и четырёхтомное собрание рассказов и повестей. Критика, как водится, и хвалит и ругает новоявленного автора, талант которого, впрочем, вне сомнений для всех. Несмотря на блестящие знакомства и удачную литературную судьбу, Дурова не прижилась в Петербурге. Внимательный читатель увидит в её произведениях противоречие между одиночеством и свободой, которое она упорно преодолевала.

«Записки» Дуровой представляют собой прокомментированные и дополненные дневниковые записи, которые она делала в походах.

Дурова рассказывает немало забавных и нелепых историй, смысл которых сводится к одному — у войны не женское лицо, испытания воина невыносимо тяжелы физически и нравственно

Между тем, Дурова действительно стала, преодолев все трудности, мужественным и бесстрашным воином и выжила на передовой.

«Записки» Дуровой не мемуары в общепринятом смысле, а литературно-художественное произведение. Главное в них не цепь событий, не ряд исторических лиц, проходящих по их страницам. Главное в «Записках» — образ их автора, «дивный феномен нравственного мира».

Все литературные произведения Дуровой составляют некий единый литературный организм, объединяющим началом которого является её автобиографическое повествование. Её литературный вкус целиком принадлежит эпохе романтизма. Романтическую патетику она уравновешивает очень тонкой, умной иронией.

Литературное произведение живёт две жизни: одну — со своими современниками и вторую — в восприятии следующих поколений. С течением времени образ, созданный Дуровой, обретает всё большую глубину. Современники видели в нём лишь портрет конкретного человека, мы теперь видим портрет эпохи.

Поделиться
Книги
Яндекс.Метрика