«К приюту тихому беседы просвещенной...» (Литературный салон в культуре России)

О Событии

Там собираются, влекомые туда
Старинной дружбою (приманкой вечно новой!)
Все те, кто песнию, иль речью, иль пером
Себя прославили, кто русским путь открыли
К святой поэзии, кто в сердце не забыли,
Что этот мирный кров был их родным гнездом.
Они там запросто, и дома, и покойны,
Их круг разрозненный становится тесней…
Евдокия Ростопчина

Салоны, франц. salon (от итальян. salone — большая зала). Первоначальное значение: комната, служащая для приема гостей. Затем салон становится обозначением способа светского общения.

В России расцвет салонов приходится на первые десятилетия XIX века, они являются неотъемлемой чертой быта пушкинской эпохи

Салон — это, прежде всего, его хозяйка — женщина, вокруг которой собирается круг ее друзей и поклонников. Хозяйки известных салонов, такие как, маркиза Рамбулье, мадам Бурдоне, мадам Граммон или мадам Рекамье — по праву оставили в истории свои имена. В России — это З. Н. Волконская и А. О. Смирнова-Россет, Е. М. Хитрово и А. П. Елагина и др. Существовали, впрочем, и такие салоны, душой которых был хозяин дома: А. Н. Оленин, В. Ф. Одоевский, М. Ю. Вильегорский, В. А. Соллогуб.

Салоны имели обычно твердо фиксированные дни и часы; у Карамзиной принимали каждый вечер, у Елагиной по воскресеньям, у Одоевских по субботам и т.д. Человек, однажды принятый в салоне, мог уже приезжать без приглашения. 

В разные дни в салоне могло собираться от восьми — десяти до нескольких десятков человек

В салонах никогда не танцевали (для этого существовали балы) и, как правило, ограничивались очень скромным угощением (кулинарному искусству отдавали должное на званых обедах и ужинах). Чем же занимались в салонах? Слушали музыку, пение, стихи — когда среди гостей присутствовали поэты, певцы или музыканты.

Салоны объединяли людей с общими интересами, вкусами, жизненной средой, они стали пространством интеллектуального общения, где мог активизироваться творческий потенциал посетителей салона. Традиция светских гостиных, привнесенная из Франции, в России начала распространяться со второй половины XVIII века. Русская салонная культура зародилась позже европейской и во многом носила подражательный характер, перенимая черты французских салонов. В то же время она имела и свои особенные черты. XVIII столетие явилось периодом подготовки к формированию кружковых традиций XIX века, когда характер процесса их создания и функционирования приобрел черты устойчивости и влияния на духовную жизнь русского общества. Кружки и салоны занимали особое место в жизни русского общества и выступали важным фактором становления и развития национальной культуры.

Салонная жизнь строилась во многом по законам ритуала светского этикета и в то же время характеризовалась некоторыми собственными правилами и обычаями

Основным и излюбленным занятием посетителей салона была светская беседа. Здесь могли обсуждаться проблемы политики или искусства, литературные новинки. Хозяйка или хозяин салона только выбирали тему и руководили дискуссией, создавая благоприятную атмосферу для презентации талантов своих гостей. Салоны соревновались в искусстве ведения бесед, остроте поднимаемых проблем, и интересности приглашенных гостей. Серьезные разговоры чередовались с играми: шарадами, буриме, живыми картинками. Неотъемлемым атрибутом салонной жизни были альбомы. В России альбом получил название «картинной книги». В начале XIX столетия альбомный репертуар значительно расширился: в альбомах появились автографы, рисунки, акварели.

Литературные салоны и кружки XIX в. сыграли заметную роль в развитии художественно-эстетических вкусов и интеллектуальных потребностей просвещенной публики. Они были и остаются весьма важными по ценности документами эпохи.

Поделиться
Книги
Яндекс.Метрика