«Зачарованный Гоголь»

О Событии

«Я почитаюсь загадкою для всех...»

Н.В. Гоголь

190 лет назад, в 1831 году, начал издаваться сборник повестей Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» (первый том), принесший ему литературную известность.

Знаменитый сборник Николая Гоголя почти перешел в разряд литературы для подростков. В этом ему помогли и милые экранизации, среди которых есть и мультфильмы, и изучение повестей сборника в средней школе. Но на самом деле «Вечера...» до сих пор остаются загадкой для многих читателей и достаточно серьезной, поучительной книгой. С помощью выставки мы решили раскрыть некоторые тайны произведения.

«Это что за невидаль: „Вечера на хуторе близ Диканьки“? Что это за „Вечера“? И швырнул в свет какой-то пасичник! Слава Богу! еще мало ободрали гусей на перья и извели тряпья на бумагу.»

В самом деле, что это за вечера? И почему именно близ Диканьки? Озаглавив сборник таким образом, Гоголь поставил свое произведение в ряд «вечерниц» — сказов, поведанных кем-то на закате дня. Традиция таких историй уходит в фольклор, а в литературе она появилась в конце XVIII — начале XIX века. Вечер как мистическое пограничное время интересовал многих писателей. У самого Гоголя, помимо названия всего сборника, слова «вечер» и «ночь» встречаются и в подзаголовках: «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством». Вписывая свою книгу в фольклорную традицию, автор подчеркнул и ее неоднородность: так, действие повестей разворачивается в разные эпохи: XIX век — «Сорочинская ярмарка» и «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», XVIII — «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», XVII — «Вечер накануне Ивана Купала» и «Страшная месть». То есть, действие произведения свободно переносится из века в век. Течение временм не разрывается на страницах, пребывая в некой духовной и исторической слитности.

Гоголевский мир имеет свое прошлое и настоящее, свои коллизии между персонажами и рассказчиками, свои конфликты в их мифологизированной форме. Словом, это сокращенная Вселенная, имеющая и свой рай, и свой ад. Как суверенное целое мир «Вечеров...» обнаруживает тенденцию к безграничному расширению. Со своими конфликтами, противоречиями, взрывами, он замещает другой, видимый, эмпирический мир.

В статье «О русской повести и повестях Гоголя» 1835 г. Белинский говорит: «Гоголь сделался известным своими «Вечерами на хуторе». Это были поэтические очерки Малороссии, очерки полные жизни и очарования. Критик не написал отдельной статьи о «Вечерах». Он оценивал их совместно с «Миргородом», «Арабесками» и другими произведениями. Впервые он высказался о «Вечерах» в своих «Литературных мечтаниях». Здесь он писал: «Г. Гоголь, так мило прикинувшийся Пасичником, принадлежит к числу необыкновенных талантов. Кому не известны его Вечера на хуторе близ Диканьки? Сколько в них остроумия, веселости, поэзии и народности! Дай бог, чтобы он вполне оправдал поданные им о себе надежды...»

Эта высокая оценка художественных достоинств «Вечеров» сохранилась у Белинского навсегда неизменной.

В сентябре 1831 года книга была отпечатана в типографии и появилась в книжных лавках Петербурга. С первых же дней продажи стало понятно, что это успех! Весь тираж разошелся мгновенно, а об авторе веселых повестей с мистическим налетом говорила вся столица как о новом литературном даровании.

Поделиться
Книги
Яндекс.Метрика