«Я бы сны на тебя навевал...»

О Событии

Нотные обложки эпохи модерна

В модерне впервые утвердился тот
закон "сообщающихся сосудов" между
уникальным и массовым, который затем
сопутствовал  развитию искусства на
протяжении всего ХХ века.

Д. В. Сарабьянов

В преддверии женского праздника хочется поговорить о чем то восторженном и тонком, изящном и волшебном. Стиль модерн очень подходит для нашей темы. Но поговорим мы сегодня об этом стиле в оформлении нотных обложек. Утонченная дама на обложке и в жизни, романсы и арии для женщин и в в исполнении дам - для праздника, для творчества в жизни, наверное, главное. Итак...

Искусство оформления книг в стиле модерн стало наиболее значимой страницей  в отечественной культуре рубежа XIX—XX веков. Стараниями художников, объединившихся вокруг «Мира искусства», эта сфера творческой деятельности обрела новый облик.

Книга стала объектом художественного творчества, превратилась в изысканную вещь, предмет искусства. 

Но не только книги выпускались в стиле модерн. Так оформлялась и печатная нотная литература, в первую очередь издания песен и романсов.

Такие ноты  имели широкое хождение в самых различных кругах общества, выпускались рядом столичных и периферийных издательств, отражали характерные тенденции развития музыкальной культуры, поэзии, театра, исполнительского мастерства. В их оформлении принимали участие многие художники, заслуженно известные, модные и ныне совершенно забытые, в том числе работавшие только в этой специфической области книжной графики.

За такой обложкой — чувственные образы поэзии, эмоциональный мелодический строй, запомнившийся и будоражащий воображение облик исполнителя.

Стиль модерн -  это в первую очередь выразительная линия изысканно изгибающаяся и неожиданно ломающаяся, манерная и чувственная. Расположенная вдоль контура обложки, преимущественно вертикальная, тянущаяся вверх и прихотливо круглящаяся на углах, она создает ощущение движения, порой экспрессии, подчеркнуто ложной или внезапно прекращающейся по причудливой воле художника. 

На многих обложках лежит яркий отблеск экзотичности самого разного свойства, роднящий их с поэзией Бальмонта, Брюсова, Гумилева, Верлена, Киплинга — особенно читаемых и почитаемых поэтов той поры. Связь образного строя нотных обложек с поэзией очень тесная.

Само название, вынесенное на обложку и являющееся зачастую первой строкой положенного на музыку стихотворения, определяет тему, которую иллюстрирует художник. Строки эти вполне ясно отражают дух эпохи и стиль творческих исканий. «Вальс поцелуев», «Умирали цветы», «Ах, зачем шипы у розы...», «Я бы сны на тебя навевал...», «Какая-то тайная грусть...» Не требуется особого воображения, чтобы представить себе нотную обложку, содержащую такое название.

Какие же произведения печатались в таком утонченном стиле? Это — народные песни, классические, цыганские и  «городские» романсы, куплеты, мелодекламации, арии из опер и оперетт, вальсы. Различие между ними порой находит достаточно яркое отражение в оформлении обложек. 

Значительная часть нотных обложек связана с творчеством популярных исполнителей той поры от Ф.И. Шаляпина до А.Н. Вертинского.

Уместно будет сказать о наиболее значительных нотных издательствах России рубежа веков. Гордо носил свое звание поставщика царского двора Юлий Генрих Циммерман, солидное и крепко поставленное дело которого располагалось в Петербурге. Наряду с этим мы встречаем в выходных данных указания на лейпцигские литографские предприятия Ф. Гейделя, А. фон Брейкопфа и другие. Крупнейшим из московских музыкальных издателей, как он сам себя называл, был П. Юргенсон.

Сам дух модерна в нашей культуре жив до сих пор. Факт его  отрицания,  забвения в последующие десятилетия говорит о еще не пережитом чувстве, не забытой страсти. Но вот мы вновь обращаемся к прошлому, листаем полузабытые нотные обложки и невольно останавливаемся — рукой художника красиво и уверенно выведено: «Я бы сны на тебя навевал...»

Поделиться
Книги
Яндекс.Метрика