Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»
Книжно-иллюстративная выставка →

«Кто понял все, тот слушал не напрасно»

26.05.2020 17:00

«Поверь — когда злых помыслов в нас нет,

Нам ничего не следует бояться.

Зло ближнему — вот где источник бед,

И только зла нам нужно всем пугаться» 

Данте Алигьери

На рубеже 13-14-го веков итальянская культура переживает блестящий подъём. Многое в ней ещё органически связано с общеевропейской средневековой культурой, но одновременно в ней появляются новые черты, предварияющие развитие Ренессанса. В это время достигает расцвета зародившаяся ещё в первой половине 13-го века национальная литература на итальянском языке. Вслед за возникновением поэзии «сладостного нового стиля» появляется кослоссальная фигура Данте.

Отпрыск старой и благородной флорентийской семьи, член цеха врачей и атекарей, Данте Алигьери (1265-1321) выступает в своей жизни как типичный для его времени и для развитого городского уклада его родины, представитель всесторонне образованной, деятельной, крепко связанной с местными культурными традициями и общественными интересами интеллигенции. По собственного признанию Данте, толчком для пробуждения в нём поэта явилась любовь к дочери друга его отца Фолько Портинари — юной Беатриче. Поэтическим документом этой любви осталась автобиографическая исповедь «Новая Жизнь», написанная у могилы возлюбленной, скончавшейся в 1290-м году.

В флорентийский период Данте изучал схоластическую философию. В схоластическом этико-философском трактате «Пир» и в написанном на латинском языке пространном утопическом рассуждении «Монархия» Данте в полной мере следует средневым традициям мысли.

Знаменитая комедия Данте, получившая в последствии название «Божественной», построенная ещё по типу средневековых видений и насыщена аллегориями и символикой, но, с другой стороны, она резко отличается от средневековых рассказах о «загробном мире» реалистической яркостью образов, красочностью описаний природы, земным характером человеческих взаимоотношений и страстей.

«Божественная Комедия» предстаёт перед нами как титанический синтез своей эпохи и как результат грандиозного творческого усилия, подчинившего своему точному идейному и созидательному замыслу совершенно исключительный по многосторонности, размаху наблюдей и безмерному количеству восприятий материал.

Данте стоит на пороге Возрождения, на пороге эпохи которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и харатеру, по многосторонности и учёности. Творец «Божественной комедии» был одним из таких титанов, поэтическое наследие которого осталось в веках величественным вкладом итальянского народа в сокровищницу мировой культуры.

Данте Алигьери
Божественная комедия.— М: Эксмо, 2005

Бессмертное творение, созданное более шестисот лет назад

Антонетти Пьер
Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте.— М: Мол. гвардия, 2004

Книга освещает разнообразные стороны жизни Флоренции на рубеже 13-14 веков, в один из самых драматических периодов ее развития

Ауэрбах Эрих
Данте — поэт земного мира.— М: РОССПЭН, 2004

Книга видного немецкого филолога и культуролога, специалиста по романским литературам о жизни и творчестве Данте — авторе «Божественной комедии»

Вегеле Франц
Данте Алигьери. Его жизнь, сочинения и политическая теория.— М: Либроком, 2012

Книга посвящена исследованию жизни и деятельности великого итальянского поэта и мыслителя Данте Алигьери

Данте. Жизнь: Инферно. Чистилище. Рай.— М: АСТ, 2014

Существует ли среди поэтов и философов личность более удивительная и загадочная, чем Данте Алигьери? 

Данте: pro et contra.— СПб: РХГА, 2011

Наследие великого итальянского поэта и мыслителя Данте Алигьери всегда привлекало пристальное внимание лучших представителей русской культуры

Рабинович В. Л.
Полдень Средневековья.— М: Эксмо, 2013

В книге... показывается картина эпохи так называемого Высокого Средневековья

Сергеев К. В.
Театр судьбы Данте Алигьери.— М: Летний сад, 2004

В книге о жизни и творчестве Данте анализируется одна из самых серьезных проблем дантологии — проблема жанра Божественной комедии

К списку выставок